ВОСЬМЁРКА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ВОСЬМЁРКА МЕЧЕЙ — ТАРО УЭЙТА
Традиционно отрицательная, неприятная карта, указывающая на попадание в очень затруднительное положение. Выпадая на перспективу, Восьмерка Мечей предупреждает, что дела пойдут не тем путем, и выпутаться из этой ситуации будет сложно. Это совершенно явственное предупреждение, что дела могут пойти не тем путем, встретиться с какими-то препонами. В результате вопрошающий рискует попасть в неприятные обстоятельства, почувствовать себя загнанным в угол и сильно ограниченным в свободе принятия решений. Карта может быть как предупреждением, так и описывать неприятную ситуацию, которая уже наступила.
Это карта ограничений. Она описывает состояния связанности, опутанности, беспомощности, все те ситуации, когда человек не чувствует себя свободным и не может жить так, как ему нравится. Иногда Восьмерка Мечей выпадает в момент, когда жизнь давит со всех сторон, запутанные обстоятельства не позволяют делать хоть что-нибудь так, как хотелось бы, и постоянно приходится отказываться от собственных желаний и милых сердцу вещей. Другие карты могут подсказать, с чем это связано и стоит ли оно того.
Пожалуй, самая яркая тема, которую поднимает Восьмерка Мечей, чего бы не касался вопрос – это то, что человек позволил абсолютно всем распоряжаться кому-то другому. Он отдал власть, отдал силу, стал заложником того, что делает или не делает кто-то другой и сам от себя ничего не ждет, как если бы от него ничего не зависело в этом мире. Почему? Что заставляет так поступать? Ведь вообще-то так быть не должно.
Карта является ярким индикатором лишения свободы, иногда и в совершенно буквальном смысле. Это надо учитывать, если ситуация, на которую делается расклад, сопряжена с подобным риском (например, речь идет о какой-то афере – в этом случае полезно помнить, что Восьмерка является продолжением Семерки Мечей). Это может быть попадание в щекотливую ситуацию, связанную с компроматом и шантажом. В более простом варианте Восьмерка Мечей хорошо описывает застревание в автомобильной пробке. В сочетании с другими отрицательными картами Восьмерка Мечей может предупреждать о болезни или травме.
Иногда лишение свободы оказывается скорее внутренним – мы вынуждены с чем-то соглашаться, расплачиваться за допущенные ошибки, признавать и искупать свою вину, наступая при на горло «собственной песне». Эта карта ставит вопрос о том, кто же главный в этой ситуации, кто ею распоряжается, от кого же на самом деле зависит ее исход.
По Восьмерке Мечей проходят неодобрение, критика, клевета, злоречивое обсуждение и осуждение, где человек становится жертвой, «униженным и оскорбленным» у позорного столба. Похожим на Восьмерку Мечей образом он чувствует себя и в «системе», чрезвычайно бюрократической организации с регламентом (например, столкнувшись с судопроизводством или даже системой здравоохранения).
Восьмерка Мечей подчеркивает временный характер неприятностей. Этой ситуации можно избежать, предотвратить или разрулить собственными силами. Лучшее, что есть в этой карте – она содержит потенциал освобождения.
Стесненное и подавленное.
«Сам себе враг». Состояние бессилия и нерешительности, несвободы и страха, «психологического ступора». Личность не развивается, потому что боится ошибок и последствий своей активности. Сомнения и страх сделать неправильный выбор «ослепляют». Человек предпочитает сохранять неподвижность, отстраняется от принятия решений и конкретных действий, и надеется, что кто-то извне все решит за него.
Восьмерка Мечей подобна навязчивой идее, которая исключает из головы все альтернативные варианты. Действовать в таком состоянии как правило просто невозможно, это карта самопарализации, закрепощения. Все попытки действовать как-то иначе наталкиваются на огромное сопротивление. Восьмерка Мечей показывает, что мы сами подавляем какую-то часть своей личности. Часто это внутренние барьеры или запреты, которые мы обычно ставим себе сами, однако предпочитаем находить их причину в окружающей среде. Такая типичная позиция «Да, но…» («Я бы с удовольствием сделал то-то и то-то, но…», «Мне бы очень хотелось иметь то-то и то-то, но…, «Я был бы рад стать тем-то и тем-то, но…»).
При этом единственным препятствием на пути к этим вещам оказывается на самом деле нежелание сделать шаг для своего же блага. Эта карта показывает нам, что те ограничения, трудности и запреты, которые мы ощущаем как помеху, не принадлежат внешнему миру, а отражают лишь наши собственные страхи (не случайно следующий Аркан – это «панические атаки» Девятки Мечей). Хотя иногда речь может идти лишь о временном отказе от чего-либо или о добровольном ограничении, основанном на вполне достоверной информации, все же обычно Восьмерка Мечей указывает нам на блоки, которые необходимо преодолеть и запреты, которые необходимо изжить.
И тут уж каждому свое. Подсказку могут дать окружающие карты, а нередко — сама тема вопроса. Вообще Восьмерка Мечей всегда ставит на вид работу над собой — что стоит за боязнью заявить открыто о своих желаниях, добровольным самоограничением?
Банцхаф и Акрон акцентируют беспокойство, дурные предчувствия, преувеличение значимости проблем и внутренние метания. Блоки мышления могут выражаться как в его хаотичности, так и в догматичности. Застенчивость, робость, страх оказаться в центре внимания.
Иногда карта описывает оклеветанного, опозоренного человека, или просто пребывающего в униженном (по сравнению с привычным) положении. Иногда на передний план выходит чувство заброшенности и уязвимости, полного одиночества перед лицом жестокой судьбы, реже – саморазрушительное поведение. В любом случае, не стоит недооценивать страдание и чувство бессилия, связанные с этой картой.
Эта карта имеет нечто общее с Повешенным, и в ней также есть мотив жертвы, принесения чего-то на алтарь, признания и искупления. По Восьмерке Мечей мы жертвуем собой в той или иной форме, поступаем против своей естественной воли, терпим, смиряемся, капитулируем, восходим на эшафот, чтобы претерпеть какую-то экзекуцию. Значение этой карты, которое нередко себя проявляет – расплата за ошибки, этакая полуритуальная «порка провинившегося».
Возможно, сила воли и твердость сталкиваются со слишком разрушительным влиянием. Но чаще всего это влияние представлено сомнениями и внутренними конфликтами, которые не дает сделать ни шагу к цели. Сдержанность и контроль хороши, когда помогают достичь желаемого, но здесь налицо обратный эффект.
Карта говорит, что человеку приходится идти тернистым путем. Он сталкивается с какими-то препятствиями при выполенении своих профессиональных задач. Это может быть и его собственный страх и недостаток компетенции, но может быть и что-то организационное — неясный круг обязанностей, или система, при которой без санкции шефа и чихнуть нельзя, или же деятельность регламентируется таким количеством правил, поправок и комментариев к оным, что черт ногу сломит. Плохая организация работы, много времени тратится зря.
Выпадение этой карты – своего рода плохие новости. Нередко она описывает элемент противостояния коллег, конфликт на работе, но скрытый, не проявленный внешне в перепалках и оскорблениях. Человека «зажимают» на работе, не давая полностью проявить свои способности. Иногда он сам осознает свое невежество, пробелы в образовании, недостаток компетенции. Невозможность отстоять свои права.
Профессионально карта имеет отношение к системе судов и тюрем, деятельности в специфических условиях, где человек попросту теряется, чувствует себя песчинкой.
Еще одно ее значение – пустая трата сил, тщетные старания, перспектива остаться перед закрытой дверью. Отсутствие работы или работа, из-за которой человек чувствует себя связанным по рукам и ногам.
Стесненное. Ситуация, когда человек многого не может себе позволить, так как на это нет средств. Это карта «голодной диеты». Иногда это связано с желанием на что-то накопить.
Карта говорит о возможных финансовых потерях, плохих известиях, касающиеся денежных дел, дефиците средств. Их причиной может оказаться и промедление, непоследовательность, противоречивость собственных действий, и влияние окружающих. Одно из старинных значений — потеря денег, кража. Также – судебный процесс, тяжба.
Тупик, ситуация, в которой связаны руки. Кабальные договора, невыполнимые финансовые обязательства, трудности с возвращением долгов. Невозможность «вытащить» вложенные под процент деньги. Традиционно в качестве причины проблем Восьмерка Мечей указывает на неоправданный риск, наивность, невежество в финансовых делах.
В то же время встречаются такие толкования Восьмерки Мечей как разумное распоряжение материальными ресурсами, успех благодаря собственной прозорливости или предусмотрительности.
Восьмерка Мечей служит четким индикатором кризиса в отношениях. Они висят на волоске. По всей вероятности, это скрытый или неразрешимый на данный момент конфликт (потому что как минимум одна из сторон не желает и шагу ступить в альтернативном направлении, вернее, «не может»). Несогласованность действий и потребностей, в результате ощущение, что один стоит на пути у другого. О радости и искренности чувств здесь не приходится говорить, царят недопонимание, несговорчивость, взаимные нападки, ложная беспомощность, нежелание рассматривать возможные варианты решения. Попытки бороться с семейными запретами, ограничениями и табу, лишающими ощущения свободы могут описываться другими картами.
Кроули акцентирует гибель отношений по вине третьего лица (у него карта носит название «Вмешательство»). Но большинство авторов все-таки сходятся во мнении, что страх и боязнь проявить настойчивость, замыкание в себе отодвигают счастье.
Иногда Восьмерка Мечей описывает «неравные» отношения, в которых один человек оказывается по сути заложником в руках другого.
Не так уж редко карта описывает состояние изоляции и одиночества, которое самим человеком ощущается как безысходное, «жизнь за стеклом».
В действительности же он как правило не предпринимает никаких активных шагов, чтобы что-то изменить. «Спящая красавица», независимо от пола, ждет (и это еще не факт!) инициативы от другой стороны, сама не желая сделать ни шагу. За этим, кроме робости и неуверенности в себе, скрывается полнейшее отсутствие настоящего интереса к другим людям (это до человека обычно доходит с трудом, так как в полном соответствии с принципом проекции он склонен считать, что это им никто не интересуется). Уединенность и изоляция вообще-то могут быть разными, но в смысловом поле именно этого Аркана они теснейшим образом связаны с нерешительностью, беспомощностью и стеснительностью. Один из важнейших моментов, символизируемый повязкой на глазах фигуры – это нежелание хоть сколько-то открыть глаза, заметить людей в окружающем мире, научиться вопринимать их, отдать себе отчет в том, как они себя чувствуют.
Сексуальная закомплексованность, обилие внутренних страхов и запретов, скованность иллюзиями и бессознательная готовность стать жертвой.
Ощущение покинутости также связано с этой картой.
Восьмерка Мечей связывает по рукам и ногам, поэтому служит индикатором болезней и травм, «заточения» дома (реже в больнице), необходимости снизить привычный ритм жизни, отказаться от запланированных дел. Неприятная слабость. Но, в отличие от Четверки Мечей, которая как правило укладывает всерьез и надолго, проблемы, описываемые Восьмеркой Мечей, носят временный характер. Считается, что при соответствующих предосторожностях человек может и вовсе их избежать.
Травмы, переломы, все, что требует перевязок.
Возможна нежелательная беременность.
Энергетические блоки.
Иногда – «плен» душевных болезней (например, невроз навязчивых состояний). Карта заставляет задуматься о консультации психолога для выявления страхов и преодоления каких-то барьеров, особенно в общении.
Проблемы со зрением.
Нет, из — за страха перемен, чувства вины и бездействия.
Архетипически Восьмерка Мечей – это дама в беде, ожидающая рыцаря-спасителя и ни в какую не согласная спасать себя сама. Возможно, у нее действительно нет для этого никаких ресурсов. Восемь вертикально воткнутых в землю мечей символизируют ограничивающие, сдерживающие, препятствующие мысли. Они словно граница, которую невозможно нарушить.
Однако между ними существует явственный проход, тропа, они вовсе не безнадежно «запирают» свою жертву. Но человек не видит этой тропы, потому что у него вдобавок завязаны глаза. Важно, что у этой фигуры куда больше возможностей, чем кажется. Главное на карте – не отсутствие выхода, а то, что человек его не ищет! Хотя вода под ногами (символ подсознания) намекает на то, что выход можно найти, причем с помощью чувств и разума, а не рациональным путем.
Состояние «хочется да не можется». Человек «вырван из колеса», отчужден от привычного поведения, сильно ограничен в своих возможностях и платит за ошибки. Традиционная аллегория карты – плен, заточение, и здесь просматривается ее связь с XII домом кармических расплат. Как во сне происходит структурирование сознания, так в состояниях, описываемых XII домом происходит структурирование кармической памяти.
С точки зрения бодрствования, сон может быть и трагедия, но в целом в этом нет ничего страшного. В духовном смысле Восьмерка Мечей говорит о замедлении развития, тем не менее, наши глобальные цели и достижения остаются прежними и не подвергаются сомнению. Ограниченная сила может быть и препятстствующим, и спасительным фактором. Происходит анализ и оценка своих действий, возврат старого долга. Это карта памяти и глубоких размышлений. Одно из эзотерических соответствий Восьмерки Мечей – жертвоприношение. Аллегорически на Аркане изображена жертва, принесенная на алтарь судьбы, что перекликается с древними мистериями и ритуалами, в ходе которых в жертву богам приносилась непорочная дева.>1
Логически Восьмерка Мечей следует за Семеркой, которая не чиста на руку. В этом смысле карта говорит о том, что человек поддался искушению теми или иными возможностями, неправильно понял какие-то жизненные ситуации или направил свою активность (на это намекает и алое одеяние связанной женщины), и до поры до времени дальше не сдвинется. Метафизическая сила сталкивается с пассивным сопротивлением инертной материи (отсюда ощущение, что душа опутана и пленена узами материи, чуждого плотного тела).
В оккультном смысле Восьмерка Мечей отражает «паутину» тотальных взаимосвязей и связь времени и пространства. Если Четверка Мечей — это клетка, замкнутое помещение, то Восьмерка Мечей — это развернутый в пространстве, но столь же замкнутый Лабиринт, где поджидает Минотавр. Нужна нить Ариадны, чтобы выбраться оттуда (знание кармического Закона о последовательности действий). Пока подлинная внутренняя свобода не будет обретена, человеку не видать внешнего освобождения.
Глядя на карту может создаться впечатление, что женщина сумела выбраться из крепости, которая возвышается позади, но не может воспользоваться обретенной свободой: ей кажется, что она все еще пленница, что опасности подстерегают ее на каждом шагу.Однако небо на карте чистое; если вглядеться, видно, что путы, связывающие женщину, слабы, и она может легко избавиться от них. Да и мечей на ее пути нет – все они стоят в стороне. Казалось бы, всего-ничего задача – сбросить путы, ощутить себя свободным и смело идти вперед! Но не тут-то было.
Здесь действительно все не так просто. В Восьмерке Мечей силен мотив «позорного столба». Человек, неправильно поведший себя по Семерке Мечей, может столкнуться с порицанием и осуждением, его репутация может быть испорчена, он может подвернуться уголовному преследованию, сесть в тюрьму и так далее. Но все это может произойти и на ином, не общественном, незримом уровне. В результате неправильных действий ухудшается кармический статус, человек осуждается «судом судьбы» (и слова-то недаром имеют единый корень) и получает воздаяние в виде непонятных ограничений, которые могут коснуться самых разных сторон его жизни.
Считается, что в прямом положении в Восьмерке Мечей сказывается влияние Девы, причем влияние в самой острой, резкой форме — критиканство, пристрастные суждения, дотошное контролирование, порицание, навешивание ярлыков, искажение и профанация слов. Интересно, что на карте изображена скорее жертва такого поведения («у позорного столба»).
Карта имеет также отношение к первой декаде Близнецов (которыми, как и Девой, правит Меркурий). Знак Близнецов символизирует смену мыслей и преобразование человеческого интеллекта в целом, происходящих в момент активного взаимодействия сознания с внешней материальной реальностью. Все три декады Близнецов управляются огненными планетами — Юпитером, Марсом и Солнцем, и интеллект этого знака всегда полон энергии, направленной на поиск новых путей. Представители первой декады, прежде всего, ищут новые возможности мысли в области внутреннего видения, через ментальное воображение. Эта декада символизирует возвышенность ума, спонтанность его движения и неожиданные метаморфозы. Кроме Юпитера, придающего ее поиску уверенность и стремление опереться на духовные традиции, управителем первой декады Близнецов является и Нептун, который может, размыв границы мысли, сделать ее переменчивой и неустойчивой.
Тайна, соприкоснувшись с сознанием, создает интеллектуальное вдохновение. Но это как раз та ситуация, когда разуму, лишенному прежних ориентиров, предстоит преодолеть противоречие, заложенное в самой мысли: двойственность между теми образами, которые сознание находит во внешнем мире, и тем, как оно их воспринимает. В более широком смысле эта декада символизирует преграды и ограничения окружающего мира, которые вынуждено преодолевать сознание человека.
На карте Таро изображена фигура со связанными руками и завязанными глазами, которая стоит между восемью мечами, образующими заграждение. Вода на тропинке указывает на власть подсознательного, а замок на заднем плане говорит о прошлых достижениях. Сознание оставило ясность своего свободного видения (выстроенный замок позади) и погрузилось в связывающие его противоречивые материи. Отважившись постигнуть внешний мир и отказавшись от прежних установок и притязаний на знания, разум стал пленником окружающей действительности. Он вслепую идет навстречу неведомому, но верное внутреннее понимание вещей помогает ему преодолеть преграды.
Юпитер в Близнецах описывает также умственную суматоху и разбросанность, отвлекающую от стремления к подлинному познанию и высшим целям.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: затянуть пояс и в чем-то ограничить себя. Ситуация требует смирения и покорности. Захоти мы что-то предпринять для ее исправления, сейчас внутренняя слепота и неспособность разобраться в себе и других такова, что станет неодолимым препятствием для продвижения вперед. Лучше сейчас оставить вещи в покое, пусть они развиваются сами по себе. Время раскрываться еще не пришло. Вытеснение чувств и желаний до поры до времени необходимо. В то же время необходимо осознание разрушительных тенденций, мешающих проявить силу воли. Иногда, изменяя свое отношение к чему-то, мы можем заметно изменить жизнь в целом.
Предупреждение: большинство проблем являются надуманными. Сон разума порождает чудовищ. Все препятствия – только в мозгу, и наш злейший враг – мы сами. Очень сложно прорваться сквозь путы лени, страха и иллюзий, чтобы выйти из беззащитного состояния и пассивного ожидания спасения. Никто не может спасти человека от самого себя. В любом случае, есть смысл испытать на прочность все замки – камера открывается легче, чем кажется.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — проблемы взросления; без вины виноватый.
+ I. Маг — ограниченные возможности.
+ Верховная Жрица — предубеждения.
+ III. Императрица — ограниченный результат.
+ IV. Император — запреты; ограниченные полномочия.
+ V. Иерофант — стыд; муки совести.
+ VI. Влюбленные — находиться в плену взаимоотношений.
+ VII. Колесница — попасть в плен обстоятельств.
+ VIII. Справедливость — арест или ограничение по закону.
+ IX. Отшельник — страх одиночества; обет.
+ X. Колесо Фортуны — ограниченные возможности.
+ XI. Сила — бессилие; потеря энергии.
+ XII. Повешенный — попасться на крючок; наказывать себя.
+ XIII. Смерть — похоронить себя; сожалеть о кончине; страх смерти.
+ XIV. Умеренность — заботы; постепенное преодоление барьеров.
+ XV. Дьявол — сковывающая зависимость; закомплексованность; парализующий страх; подстава.
+ XVI. Башня — лишение свободы; точить себя изнутри.
+ XVII. Звезда — заблокированные перспективы.
+ XVIII. Луна — еще сильнее запутаться.
+ XIX. Солнце — снять с себя чувство вины.
+ XX. Суд — выход из кризиса, заточения; выход за рамки ограничений.
+ XXI. Мир — выход на свободу.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — начало прозрения.
+ Двойка Жезлов — еще больше запутаться.
+ Тройка Жезлов — постепенный выход из кризиса.
+ Четверка Жезлов — подписание договора, регламента.
+ Пятерка Жезлов — выход за рамки дозволенного провоцирует конфликт.
+ Шестерка Жезлов — выход из затруднительного положения.
+ Семерка Жезлов — пресечение вмешательства.
+ Восьмерка Жезлов — вырваться из западни; открыть глаза на происходящее.
+ Девятка Жезлов — ожидание худшего.
+ Десятка Жезлов — жесткие ограничения; нестерпимое давление; подавленное эмоциональное состояние; бремя вины; бессилие; жертва насилия.
+ Паж Жезлов — попытка здраво оценить ситуацию.
+ Рыцарь Жезлов — разрыв.
+ Королева Жезлов — разорвать собственные ограничения.
+ Король Жезлов — проявить силу воли; обрести уверенность.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — навязчивые чувства.
+ Двойка Кубков — связать себя обещанием; сковывающие отношения.
+ Тройка Кубков — зависимость от алкоголя и праздного образа жизни.
+ Четверка Кубков — депрессия.
+ Пятерка Кубков — поставить заслонку в отношениях; отстраненность.
+ Шестерка Кубков — давние страхи; сожаление об ушедшем; в плену у прошлого.
+ Семерка Кубков — в плену иллюзий; навязчивые видения; пустые страхи; воображаемая угроза.
+ Восьмерка Кубков — уход от того, что вас ограничивает.
+ Девятка Кубков — зависимость от желаний.
+ Десятка Кубков — ограничения со стороны близких людей; боязнь ранить чувства других.
+ Паж Кубков — заблокированные чувства.
+ Рыцарь Кубков — неискренность; отсутствие доверия.
+ Королева Кубков — отсутствие понимания.
+ Король Кубков — игра на чувствах.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — горе от ума.
+ Двойка Мечей — сдерживание эмоций.
+ Тройка Мечей — скорбь; сожаление о неосторожных высказываниях.
+ Четверка Мечей — заключение.
+ Пятерка Мечей — хамское вмешательство; ущемленное самолюбие.
+ Шестерка Мечей — неспособность выпутаться из проблемной ситуации; затягивание узла.
+ Семерка Мечей — запутаться во лжи; окольные пути; нарушенные обязательства.
+ Девятка Мечей — чувство вины.
+ Десятка Мечей — предел.
+ Паж Мечей — сплетни.
+ Рыцарь Мечей — жесткие ограничения; санкции.
+ Королева Мечей — автономность.
+ Король Мечей — подконтрольность.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовая зависимость.
+ Двойка Пентаклей — отсутствие гибкости.
+ Тройка Пентаклей — зависимость от способностей.
+ Четверка Пентаклей — зависимость от своих убеждений.
+ Пятерка Пентаклей — страх несостоятельности.
+ Шестерка Пентаклей — обязательства по кредиту.
+ Семерка Пентаклей — зависимость от ожидаемого результата.
+ Восьмерка Пентаклей — обременительный труд; производственный стресс.
+ Девятка Пентаклей — неуверенность в завтрашнем дне.
+ Десятка Пентаклей — зависимость от семьи.
+ Паж Пентаклей — недостаток образования.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недостаток практичности.
+ Король Пентаклей — зависимость от финансового успеха.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


4 КУБКОВ
Хандра, уныние, погруженность в прошлое и незамечание настоящего. Человек не замечает чего-то очень важного в жизни, в своей ситуации, ему скучно, но это только его слепота.
Эта карта по сути – дружеское предупреждение, что отрицательный взгляд на мир удерживает человека от достижения всего, что ему нужно и принятия всего, на что он надеется. Все это – доступно, но собственная неудовлетворенность удерживает от признания, принятия и использования преимуществ. Эта карта говорит о разнообразных ситуациях, вроде все есть, но не хватает душевного расположения достойно этому радоваться. Она предвещает начало застойного периода в жизни, причем внутреннее более пустого, чем по Четверке Мечей. Человек отвергает новые возможности, не желает развивать творческие способности, начинать новые проекты, заводить новые знакомства (ему кажется, что все это бессмысленно). Информация, которую несет Четверка Чаш, заставляет серьезно задуматься о назревающих в жизни проблемах эмоционального свойства. По сути эта карта всегда говорит о необходимости честного самоанализа для восстановления внутреннего равновесия, и о том, что надо приложить усилия к тому, чтобы увидеть свою жизнь иначе, чем скучной и тусклой. Это совсем небольшое усилие, но его никто не сделает за вопрошающего.
Типичные значения: расстройство, досадные происшествия, проблемы, нечто, вызывающее раздражение. Старинные толкования этой карты включают тоску и скуку, неудовольствие, необоснованные подозрения, воображаемую досаду, отвращение. Как там было у Пушкина? «Чайльд-Гарольдом стоишь каким-то». Сказано было Ленскому, хотя всем пресытившемуся и оттого хандрящему Онегину подошло бы больше! Четверка Чаш следует за Тройкой — по сути, это карта внутреннего «выгорания» после чрезмерной социализации. Одно из ее названий – «утро после веселой ночи», со всеми его апатией, вялостью и «отходом от дел», когда продолжение банкета не прельщает. Становится понятным старинное значение — негативное влияние прошлого на настоящее. С чем-то явно переусердствовали.
Строго говоря, все неприятные состояния Четверки Чаш могут быть не такими уж надуманными. Возможно, ситуация, в которой оказался вопрошающий, вызывает у него досаду, или сделанное предложение заставляет сомневаться, или он испытывает вполне обоснованные подозрения и недовольство своей второй половиной, или столкнулся с неожиданными препятствиями или противодействием.
Более редкое толкование этой карты — дар небес. Да-да, подарок судьбы, ее милость и даяние, некое предложение, которое вызывает тревогу, смятение; человек не может разобраться в своих чувствах. В сущности, речь идет о реально достижимом шансе, который не воспринимается человеком всерьез.
Интерепретация этого Аркана у Алистера Кроули отличается от традиционной в позитивную сторону. Карта описывает не столько скуку и апатию, сколько роскошь по типу «коту масленица». Приятное времяпрепровождение в хорошей привычной обстановке и ощущение защищенности и стабильности, наслаждение жизнью и возможность расслабиться.
Старинное толкование карты – сомнительные удовольствия.
Типичное современное – что-то надоело до такой степени, что человек не чает от этого избавиться. Что это такое, и как далеко он зайдет в этом стремлении, могут подсказать другие карты расклада.
Кислое и безучастное. «То денег нет, то смысла, то трамвая». Подобно аглицкому сплину — короче, русская хандра. Это либо склонность лениво игнорировать и упускать предлагаемые жизнью возможности, либо ситуация «за что боролись, на то напоролись». Ты вроде получил то, чего хотел (отношения, деньги, работу, дом, стабильность или еще что-то), но чувствуешь преимущественно скуку, апатию и недовольство. Игрушка больше не радует. Карта напоминает о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами души желаем чего-то, однако, достигнув этого (и даже большего, чем желали), вдруг понимаем, что нам это не нужно.
Это может выражаться в унынии, равнодушии или наоборот, раздражении и обиженности на весь мир. Бывает, что разочарование и усталость этой карты проявляются агрессивно – человек никому не дает жизни. Но чаще ей все же соответствует тихое уныние и плохое настроение. Как выразилась бы современная психология – эмоции астенического спектра, вплоть до пассивно-депрессивного состояния. Роль мученика второго плана, лелеющего свои тусклые страдания, отсутствие веры в себя, потеря смысла жизни. Упадок духа после периода благоденствия и начальных достижений. «Обрыдло, осточертело». Беспричинная вялость, дефицит мотивации, неприятие наличной реальности («все хорошо, но ничего не надо»), ощущение себя недовольным, несчастливым. Некоторые авторы ассоицируют эту карту с состоянием капризной примадонны – человек много о себе воображает и беспричинно всем вокруг недоволен.
Это карта эмоционального кризиса. Это не тот случай, когда от подкрадывающейся депрессии можно откупиться порцией удовольствий – как раз удовольствия они не доставят. Поиск внутренней гармонии потребует как будто крошечного, но все же существенного изменения взгляда на мир. Это усилие ничем нельзя заменить, и никто не предпримет его за тебя – таков один из уроков Четверки Чаш.
Карта описывает специфическое расстроенное состояние ума, когда все имеющееся исчерпано, до дна испито и познано, и вызвало разочарование и недовольство, ибо оказалось неспособным удовлетворить запросы души. Все это отвергается, ибо кажется пустым (вроде и было немало, вроде получил ВСЕ, а это все оказалось скудным и недостаточным). У человека есть пока неосознанная цель, звезда, которой он еще не видит, еще не постигнутая мудрость, чашу которой ему предстоит испить, своего рода истовое желание служить своему идеалу. Нужен лишь небольшой поворот сознания (который, впрочем, в теперешнем его состоянии мало реален), принципиальное расширение видения. Это состояние, когда «лишь лезвие меча отделяет тебя от Грааля», но этот меч – твой теперешний разум и тут человек сам себе враг.
Порядочный эгоизм, душевная черствость, отчужденность. Поглощенность собой, оторванность от мира. На типичный стон «Меня никто не любит!» карта резонно возражает «А ты никого не замечаешь!». Апатия и пассивность, ни малейшей инициативы, застой в душе. В данном случае, в отличие от Четверки Пентаклей, человек не воздвигает защитных стен между собой и внешним миром. Они ему не нужны….потому что мир ему в сущности безразличен. Ему попросту не отчего отгораживаться.
В целом Четверка Чаш всегда указывает на какие-то сложности с эмоциональным раскрытием. В чем-то эта карта созвучна знаку Рака. Он вылез из своей скорлупы, был в очередной раз уязвлен и забрался обратно. В этой теме звучат Луна и Сатурн, и эта карта будет особенно ярко отыгрываться у тех людей, у которых эти планеты в гороскопе сильно выражены. В этом смысле Четверка Чаш – это карта одиночества. Иногда она указывает, что человека делает инертным излишняя мечтательность.
Иногда по этой карте проходит состояние детской «обиженности на всех» — а вот и не буду ничего делать!…что мне, больше всех надо?…да мне вообще ничего от вас не надо!.. и так далее. В этом мелочном состоянии человек может совершить крупную глупость, упустить благоприятный шанс или предложение.
Интерепретация Кроули акцентирует силу развитой женственности и материнскую эмоциональность, важность домашнего очага, привязанности и безопасности, что также соответствует модальности Рака. И все же естественное состояние воды – течение и движение. Четверка своей структурой и формальностью ее ограничивает и «застаивает».
Все спокойно, привычно, известно, предсказуемо и уже скучно. В работе не ощущается ни вызова, ни удовлетворения. Энтузиазма она не вызывает и никакого желания совершать трудовые подвиги нет. Здесь может быть легкое ощущение, что «болото засосало», не оставив простора для роста и самовыражения. Разочарование в профессии. Начальная стадия профессионального выгорания.
Отсутствие мотивации
Организационную среду по Четверке Чаш также характеризуют тоска, хандра, безразличие, ностальгия по прежним лучшим временам, атмосфера подавленности и грусти. С чем это связано – финансовыми трудностями, сменой руководства и т.п., подскажут окружающие карты.
Скромная прочность, частичное удовлетворение. Финансовая стабильность, но не рост. Привязанность к деньгам, они могут использоваться для того, чтобы удовлетворить эмоциональный голод (шопоголизм в мягкой форме), но и приходящее понимание, что счастье не купишь и разноообразным барахлом утолить душу нельзя. Неумение обращаться с деньгами
Традиционно это карта «холостяков и старых дев», то есть людей, надолго откладывающих брак из-за собственного психологического настроя и отказывающихся от подарков судьбы.
Все происходит от собственного нежелания принять предлагаемое добро или воспользоваться преимуществами. Человек бессознательно упивается своей ролью и настолько упорен в своей апатии, безынициативности и недовольстве, что отказывается от исполнения желаний. По сути, в этом и состоит предупреждение — «Ты не видишь дар прямо у себя перед глазами». Или не понимаешь своего счастья. Причина депрессии – в том, что ты в ней сидишь, а не в том, что жизнь плоха и скучна. В жизни все интересно ровно настолько, насколько интересен ты сам.
Эта карта может описывать и поглощенность какими-то бесперспективными отношениями, из-за которых человек не замечает куда более интересных новых возможностей.
Это что-то вроде «романа» юной фанатки с кинозвездой, чьими портретами увешаны все стены, при этом никакие лица из реальной жизни вообще никак не воспринимаются. Кстати, ввиду такой ситуации становится понятно еще одно «странное» старинное толкование — истовое служение своему идеалу, кумиру, религиозный фанатизм. Тут «кумиром» для вопрошающего становится человек, который не отвечает ему взаимностью, или отношения с которым никогда толком и не начинались, или уже явно подошли к концу, а вопрошающий все еще не желает ничего замечать вокруг себя и все еще полностью поглощен «тем, чего не может быть», ничто другое его не интересует. В данном случае рука, протягивающая страдальцу четвертую чашу, которой он не видит, символизирует судьбу, готовую дать ему что-то совсем иное.
Иногда по этой карте действительно проходит обида, злоба, бунт оскорбленной в лучших чувствах невинности, ревность, разочарование, огорчение. Но чаще острые состояния «достаются» Пятерке Чаш. Она действительно убивается и переживает. Четверка скорее просто скучает и хандрит. Ей все неинтересно и неприятно. Она страдает не столько от боли, сколько от отсутствия мотивации.
Карта может символизировать стабильный, но несчастливый период в жизни, полный скуки и отвержения, тоски и стагнации, и обусловленный собственным видением и по сути являющийся предметом личного выбора. Лишь собственное расположение духа мешает использовать то, что на самом деле доступно, и удовлетворить желания, к которым нет никаких препятствий. Это род фанатизма на самом деле. Но – стабильность, своеобразная внутренняя гармония и в определенной степени даже рост (благодаря интроспекции). Человек жертвует удовольствиями жизни ради здоровья или по морально-религиозным соображениям, при этом его внутренний стержень весьма прочен. Иногда карта указывает в том же смысле на экономический аспект жизни – скромная прочность, частичное удовлетворение, но стабильность.
Если речь идет о существующих отношений, Четверка Чаш может сообщать о скуке, нехватке впечатлений, перемен, качественного развития. Это именно тот первый кризис, когда начальные замечательные стадии (Двойка и Тройка Чаш) тем или иным образом пройдены и отношения надо «как-то развивать». В своем плавании пара достигла стоячих под, резко контрастирующих с упоительной Тройкой Чаш. Что делать дальше и для чего оставаться вместе посреди этого болотца совершенно непонятно.
Считается, что по этой карте идет разочарование в объекте любви и разрыв взаимоотношений. Это более справедливо для стадии романтических свиданий малознакомых людей и для совсем молодых супругов, и менее верно для устоявшегося брака. Но с одним можно согласиться – для отношений это действительно тяжелая карта. Главным образом — из-за поглощенности своей хандрой при оторванности от мира и равнодушии к переживаниям других людей.
Она описывает пресыщение, ситуацию, когда нечто хорошо знакомое (например, упоительные прежде встречи) больше не доставляет радости. Это неприятие партнера и подавленное состояние духа. Застывшее чувство, сексуальная вялость, беспричинно плохое настроение и неспособность порадоваться тому, что этого заслуживает. Это может быть естественный кризис в развитии отношений, когда приходит время открывать в них новые глубины и переходить на качественно новый уровень, символизируемый четвертой чашей. Но на то может быть и иная эмоциональная причина.
При виде этой карты на память приходит состоящий в браке человек, предающий после мимолетной встречи тщетным воспоминаниям о былом счастье. Некоторое время он погружен в себя и в эту грусть, и оттого не замечает радостей жизни с нынешним супругом (супругой), сам себя обделяя и опустошая. На какое-то время эти радости стали для него эмоционально недоступными, нежеланными и ненужными. Это классическое состояние Четверки Чаш. То, что раньше составляло наивысшую ценность и радость жизни (элемент Тройки Чаш) потеряло свою привлекательность, близкий человек показался чужим и далеким, сексуальный тонус на нуле, почему-то стало просто невозможно жить и радоваться. Отношения в явном кризисе, безучастность, вялость…готовность пить с горя и рыдать от хандры. Счастье и радость на расстоянии вытянутой руки, но хандра застилает глаза.
Иногда проблема состоит просто в рутине, поглощенности поддержанием привычного порядка, чрезмерной концентрации на стабильности и предсказуемости (этот элемент несут в себе все Четверки). Потребность в разнообразии для человека так же естественна, как потребность в стабильности. Без периодических встрясок и смены впечатлений возникает «голод на инциденты», тихо ощущаемый как скука и разочарование, просто дозы у каждого свои.
У карты есть и другое, почти противоположное значение (по Кроули), и иногда оно очень точно срабатывает. Этот опыт скорее можно определить как эмоциональную стабилизацию – острые переживания ушли, но присутствует роскошь покоя и счастья. Человек наслаждается жизнью, чувствуя, что имеет право расслабиться, быть доволен и не форсировать события (к этому и впрямь нет никакой мотивации, в этом смысле – да, карта отсутствия мотивации). Привычное приятное времяпрепровождение, нежность и забота в близких отношениях, ощущение стабильности и защищенности.
Интерепретация Кроули заметно отличается от традиционной. Он считает, что Четверка Чаш описывает вещи, вполне благоприятные для близких отношений. Это богатство и глубина чувств, стабильность, эмоциональная насыщенность, привязанность. Здесь присутствуют наслаждения и удовольствия, и нет места скуке. Но все же и Кроули пишет о стремлении к обладанию в своем эмоциональном превосходстве, о собственничестве и ограничении возможностей другого человека посредством чрезмерной привязанности. Что-то от излишнего сгущения, которое может проявляться как рутинное заполнение внутренней пустоты и отсутствие ярких чувств, здесь тоже улавливается. Разница в том, что у Кроули никак не акцентиируется обособление от близких людей (или от одного человека), которое, к сожалению, часто наблюдается на практике. Но и у него указано, что наслаждаясь внутренним покоем и счастьем, важно не забывать о дальнейшем развитии отношений.
Потеря жизненного тонуса, истощение, упадок сил. Человек ощущает себя больным и обессиленным (хотя это ощущение может быть кажущимся).
Гипотония, хроническая усталость. Понижение сопротивляемости огранизма, ослабление иммунитета.
Депрессия, упадническое настроение.
Типичнейшая карта похмелья. Головная боль, расстройство желудка.
Нет. Вас ждет разочарование.
Это карта первого экзистенциального разочарования в земной жизни и ее радостях. После первых ее опытов и успехов, первых радостей и достижений человека настигает ощущение, что «всех женщин все равно не перелюбишь, всего вина не выпьешь все равно» и вообще не то это все…Начинается этакая онегинская хандра.
По сути карта сообщает, что надо и о душе подумать, обратиться к ценностям более тонкого и возвышенного порядка. Именно их символизирует четвертый кубок, протягиваемый из облака тому, кто пока его не замечает. Гугенхайм пишет, что восседающий под деревом мужчина символизирует Будду, медитирующего у Древа Бодхи.
В идеале это карта близкого, рядом стоящего пророческого открытия, знака-молнии. Апатия (отсутствие драйва) и усталость, упретость в горестную ограниченность своего видения мешают заметить близость совсем рядом стоящего откровения. Видимо, к этой Четвертой Чаше обращался святой Бернар в своей заменитой проповеди в XII веке: все у тебя есть, рыцарь, все дары и блага, но нет смысла жизни. Ты можешь его обрести.
Третья декада Рака управляется Луной и символизирует непосредственность и простоту эмоций, проявленных вовне. Эта декада обладает богатым воображением и склонна к созерцанию и мечтам. Если вторая декада занята выработкой механизма переключения с внутреннего восприятия на внешнее, то третья обладает налаженной системой каналов связи внутреннего и внешнего и максимально задействована в процессе передачи своих впечатлений и эмоций другим. Основой богатства внутренних ощущений здесь является внешний мир. Эмоции соответствуют объективности и позитивно воспринимаются другими.
Жизнь передается как неисчерпаемый источник чувств, и их бесконечный поток позволяет человеку ощутить непрерывность и вечность жизни. Эта декада несет идею неведомых возможностей, скрытых в глубинах самой жизни, которые надо увидеть и понять. На карте изображен сидящий под деревом юноша, перед ним — стоят три кубка. Рука из облака предлагает ему четвертый, но молодой человек его не замечает. Этот дар свыше может быть для него потерян. Мечтательность делает его слишком инертным, а его представления слишком размытыми. На этапе Четверки Чаш желание обретает конкретные формы, хотя эти формы еще не полностью соответствуют нашему несовершенному миру — они несколько идеализированы и неконкретны, но вместе с тем достаточно материальны.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: Открыть глаза и увидеть, что судьба преподносит дар. Более широко посмотреть на окружающий мир и себя. Увидеть полноту смысла в ткани повседневности. Принять чей-то щедрый дар или выгодное предложение. Этот Аркан как никакой другой содержит и проблему, и ответ на нее. «При всей усталости, депресии, антипатии, отвращении, разочаровании и отсутствии счастья – учти, все это надуманно, это плод твоего расположения духа и воображения». Итак, Уэйтовский совет – искать знаки, мечты, просветеления и озарения свыше. Принимать дары, не отвергать благоприятные шансы. По Кроули – не форсировать события, отдыхать, не принимать события близко к сердцу и не пытаться решать проблемы, которые могут подождать до завтра.
Ловушка: отвергнуть предложение небес, если оно по началу вызвало неоднозначные чувства. Слепота к открывшимся возможностям. Перестань дуться, говорит эта карта, прислушайся к тому, что тебе говорят, иначе потом пожалеешь. В позиции предупреждения она намекает, что есть смысл отойти от мечтаний и вернуться в реальность с ее заботами. Еще одна ловушка — тлетворное стремление к полному спокойствию и комфорту. Этот выбор, будучи сделан, приведет к состоянию скуки, пресыщенности и неудовлетворенности. Ну и – сакраментальный вопрос, который задает эта карта: «Тебе что, жить надоело?»
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — каприз; расстройство из-за ребенка.
+ I. Маг — кто-то пользуется вашей слабостью.
+ II. Верховная Жрица — тайна, лишающая покоя.
+ III. Императрица — плачевный результат.
+ IV. Император — отсутствие перспектив на работе.
+ V. Иерофант — игнорировать моральные принципы.
+ VI. Влюбленные — отношения, которые не радуют.
+ VII. Колесница — пытаться вернуть утраченное.
+ VIII. Справедливость — признать промахи.
+ IX. Отшельник — зациклиться на себе и своих чувствах.
+ X. Колесо Фортуны — застрять в грустном прошлом.
+ XI. Сила — бессилие.
+ XII. Повешенный — изображать из себя жертву.
+ XIII. Смерть — оплакивать то, что умерло.
+ XIV. Умеренность — прийти в себя.
+ XV. Дьявол — жестокое похмелье.
+ XVI. Башня — скорбеть о потере.
+ XVII. Звезда — потерять надежду.
+ XVIII. Луна — обмануться.
+ XIX. Солнце — улучшение настроения.
+ XX. Суд — исцелить печали.
+ XXI. Мир — отыскать потерянный рай.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — упустить шанс; потеря драйва.
+ Двойка Жезлов — погрязнуть в сомнениях.
+ Тройка Жезлов — отсутствие веры в успех; неудачное продолжение.
+ Четверка Жезлов — поминки; неудачная сдача экзамена.
+ Пятерка Жезлов — конфликты на почве злоупотребления алкоголем; бессмысленность.
+ Шестерка Жезлов — неудачное ведение дел.
+ Семерка Жезлов — уязвимость; неверие в себя.
+ Восьмерка Жезлов — депрессия.
+ Девятка Жезлов — испорченное настроение; зацикленность на неудачах.
+ Десятка Жезлов — подавленное настроение; полное опустошение.
+ Паж Жезлов — нежелание учиться.
+ Рыцарь Жезлов — отступление.
+ Королева Жезлов — театральность; драма.
+ Король Жезлов — эгоизм.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — игнорировать чувства другого.
+ Двойка Кубков — разочароваться отношениями.
+ Тройка Кубков — не видеть повода для радости.
+ Пятерка Кубков — зацикленность на обидах.
+ Шестерка Кубков — застрять в прошлом.
+ Семерка Кубков — не замечать реальности.
+ Восьмерка Кубков — замыслить уход.
+ Девятка Кубков — не видеть хорошее.
+ Десятка Кубков — не разделять всеобщего восторга.
+ Паж Кубков — игнорировать предложение.
+ Рыцарь Кубков — эмоциональный кризис; игнорировать попытки примирения.
+ Королева Кубков — углубиться в свои переживания.
+ Король Кубков — игнорировать эмоциональную поддержку.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — пессимизм; грустные мысли; подавленные ум.
+ Двойка Мечей — разочаровавшие отношения.
+ Тройка Мечей — уязвленное самолюбие.
+ Четверка Мечей — хандрить.
+ Пятерка Мечей — переживания по поводу серьезного конфликта.
+ Шестерка Мечей — поиск спасения.
+ Семерка Мечей — зависть.
+ Восьмерка Мечей — пассивность.
+ Девятка Мечей — дурные предчувствия.
+ Десятка Мечей — переживания по поводу провала.
+ Паж Мечей — злые языки и дурные вести как повод для переживаний.
+ Рыцарь Мечей — переживания по поводу угрозы.
+ Королева Мечей — переживания расставания.
+ Король Мечей — подавленность из-за авторитетной личности.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — расстройство из-за денег.
+ Двойка Пентаклей — долги портят жизнь.
+ Тройка Пентаклей — недовольство специалистом.
+ Четверка Пентаклей — жадность портит настроение; таить обиды.
+ Пятерка Пентаклей — недовольство финансовым положением.
+ Шестерка Пентаклей — недовольство оказанной поддержкой.
+ Семерка Пентаклей — вложения не приносят морального удовлетворения.
+ Восьмерка Пентаклей — недовольство работой; скучный труд.
+ Девятка Пентаклей — вознаграждение не оправдало ожиданий.
+ Десятка Пентаклей — кто-то из членов семьи не оправдывает ожиданий.
+ Паж Пентаклей — отсутствие интереса к учебе.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недовольная хозяйка.
+ Король Пентаклей — расстройство по поводу финансового статуса.