ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ СМЕРТЬ — ТАРО УЭЙТА
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


10 МЕЧЕЙ
Традиционно Десятку Мечей принято считать «самой страшной картой». Почему же? Главным образом потому, что другие неблагоприятные Арканы могут означать удары, которые можно пережить, боль, которую можно преодлеть, проблемы и трудности, с которыми можно бороться, но здесь… FINITA! Все бессмысленно.
Так распорядился рок. Действия бесполезны (а зачастую и предпринять-то ничего невозможно). This is the end, причем сомнительно, что happy. Десятка Мечей предрекает полный провал. Или полный завал (например,на работе)…Или полный развал (бизнеса или отношений)… Или полный обвал (на финасовом рынке)….Суть ясна, и от этого не легче. Это карта боли, неудачи и опустошения. В лучшем случае она отменяет удачу, а в худшем – усугубляет неудачу, предрекаемые другими картами. Улучшения будут недолговечны, планы окончатся неудачей, а катастрофический исход может подорвать уверенность в себе. Если все хорошо, эта карта предвещает столкновение с тяжелыми обстоятельствами, а если все плохо – окончание неприятностей. Человек уже свыкся с ними, – а они закончились.
Подобно карте Смерти, Десятка Мечей олицетворяет завершение, окончание какого-то трудного периода, конец чего-то, распад, размежевание. Отличие в том, что Смерть означает естественное и ожидаемое завершение, а Десятка Мечей — искусственный, форсированный, иногда насильственный конец, или наступающий «не в своё время». И, хотя такой конец часто сопровождается тяжёлыми, болезненными переживаниями, это не обязательно так: просто такое множество мечей символизирует могучую силу Разума, решившего «подвести черту» под чем-то. Это могли быть важные привязанности и обстоятельства жизни, но могли быть и неприятные ситуации, дурные привычки или трудный, неблагоприятный период.
Так или иначе, это момент расставания с кем-то или с чем-то. Какое ощущение возникает при этом – боли трагической потери или облегчения, как после хирургической операции, можно определить лишь по контексту. Точно так же и о том, нужно ли было такое вмешательство или не нужно, было ли оно своевременным или нет, скажут лишь остальные карты расклада. Это может быть и неожиданное брутальное действие, и некий решительный поступок, который помогает ощутить свободу и как бы подводит итог предыдущим событиям.
Лучшее, что сообщает Десятка Мечей — это завершение какого-то трудного и темного периода. Прошлому конец, хуже уже не будет. Но сейчас (традиционные значения) – горе, печаль, боль, слезы, страдание, отчаяние.
Карта может описывать очень непростого человека со своими понятиями, способного на самые внезапные и резкие поступки по отношению и к самому себе, и к другим. Этой личности свойственна решимость. Как все мечи, это очень страстный и очень холодный человек. Он часто руководствуется принципом «все или ничего» и умеет быть один против всего мира. Он привык решать проблемы самым радикальным способом, хирургировать недрогнувшей рукой, даже если внутри все трепещет. Он скрытен, замкнут и горд, и в глубине души уверен в собственной непогрешимости. Поэтому его суждения и решения безапелляционны, он никого не ставит в известность, ему и в голову не приходит, что его односторонняя точка зрения не является единственно верной.
В данный момент его, скорее всего заботит необходимость высвободиться из какой-то ситуации, и он не постоит за ценой. Сказав «Хватит!», он способен отказаться даже о того, что считает очень ценным. При определенных обстоятельствах деструктивные энергии могут захватить его настолько, что он окажется способен свести счеты с самой жизнью.
Что касается состояния… Опустошенность. Убитость. Выпитость до дна. Усталость после битвы — во всех смыслах. Полное изнеможение по причине колоссальных предшествующих перегрузок, реакция демобилизации по окончании какого-то напряженного периода из серии «в жизни всегда есть место подвигу».
Это своего рода «старость», самоощущение импотентного ветерана (после очень бурных предшествующих приключений), неспособность более что-то предпринять, потому что весь порох уже отстрелян. Это не вопрос возраста — Александр Македонский вполне мог себя так чувствовать в 32 года.
По Десятке Мечей идет отрицательное мышление, тяжелые мысли, при этом конфликт доведен до абсурда, до крайности (чтобы убить, достаточно одного меча, однако на карте в человека вонзены десять!) Применение избыточного оружия говорит о несоразмерно острой реакции на какую-то ситуацию. Вспоминается состояние Роберта Кэплена из повести Пристли «Опасный поворот» — дошедшее до абсурда избавление от иллюзий заканчивается самоубийством главного героя, причем оно кажется ничем не оправданным в глазах окружающих, прошедших тот же болезненный путь.
«Зачем же ты кричал и требовал правды всю ночь?». Здесь четкое мышление Туза Мечей уступает место панике. В то же время на карте Уэйта вода остается спокойной, а под черной тучей уже виден свет нового дня. Все не так ужасно, как сейчас кажется! Но в том-то и беда, что в состоянии Десятки Мечей человек мыслит крайностями.
Ситуация, когда надо любой ценой сделать невозможное, или состояние после того, как это уже сделано…напуганность и изнеможение, желание объять необъятное, приводящее к патовому перенапряжению. Это карта профессионального выгорания. Ее герой — заморенный работник, «выжатый лимон», жертва стресса, запуганно глядящий на ожидающую его гору дел (или уже «порванный» этими делами). На уровне ума – умственное изнеможение, «интеллектуальная импотенция», невозможность ничего предпринять (типичное состояние после бессонной ночи по Девятке Мечей, из мозга уже ничего не выжать).
Это могут быть также неожиданное увольнение, полный крах деловых проектов, потеря престижной должности, отказ от работы, болезненный разрыв отношений, осознание, что что-то должно быть закончено.
Иногда карта описывает ситуацию «это есть наш последний и решительный бой». В этом бою еще можно удивить кого-то (хотя бы себя) своей самоотверженностью и героизмом, но война все равно уже проиграна. Выжать что-то еще из этой ситуации или кардинально изменить уже невозможно.
Почему-то считается также, что карта имеет особое отношение к просвещению, обучению. Может быть потому, что мечи – масть интеллектуальная, а здесь представлена по максимуму. Но как правило этого максимума «за много», действие ума приобретает какой-то нездоровый характер, поэтому по Десятке Мечей может идти «организационное безумие», параноидальное поведение массы работников, общая утрата взвешенного и реалистичного взгляда на вещи (обычно источником этого заразного явления является начальство).
Депрессия – вот каким словом описывается значение Десятки Мечей в этом смысле. Обвал. Кризис. Что это значит знакомо, вероятно, всем.
Временные финансовые стеснения. Истощенность денежных ресурсов. Разорение.
Проигранные судебные процессы.
Довольно типичная карта переезда и/или ремонта – еще одно «Свершилось!» Прежнему положен конец, это подведение черты, предпринятое по велению разума, люди решились на крушение, разрушение и опустошение в своем доме. Карта символизирует отчаяние, ситуацию, когда все идет хуже некуда, а просветление, кажется, никогда не наступит, и именно так часто бывает во время ремонтов, переездов и капитальных переделок. Кажется, что этот развал никогда не закончится, нормальная жизнь никогда не наступит и силы на исходе – что ж, самый темный час, как известно, перед рассветом.
По Десятке Мечей идет прекращение отношений. Разрыв с прошлым. Традиционные значения — несчастье, горе, разочарование в любви. Отношения, изжившие себя. Достижение какого-то переломного момента. Прекращение невыносимой ситуации. Развод. Брутальные события. Разрыв как гром с ясного неба, возможно без объяснения причин. Все кончено, исправить ничего нельзя. Отныне всем придется жить по новым правилам.
По Десятке Мечей идет также «замороженное» сердце, убитая в себе способность чувствовать как результат пережитых драм. Человек запретил себе вступать в какие-либо отношения впредь, и решимость его кажется непреклонной. Его девиз — «не связываться», он считает, что навсегда подвел под всем этим черту. Конечно, если бы речь шла только о воле самого человека, то так бы оно и было. Но в жизни часто действуют силы куда более значительные.
Физическое истощение и необходимость самых основательных забот о восстановлении здоровья. Человек совершенно измотан.
Эта карта может отрабатываться как лихорадка, воспаление, высокая температура.
Психологически – депрессия, анэргия, апатия, упадок сил.
Десятка Мечей тесно связана с позвоночником, вопросами травматологии и ортопедии, а также с иглоукалыванием, акупунктурой.
Эта карта имеет также особое отношение к гинекологии и кровотечениям — алая ткань ниже пояса очень символична. По ней идут разнообразные, в первую очередь женские, микро и макротравмы ниже пояса – аборт и потеря девственности, сложные роды и кровотечения. Это также типичная карта месячных. «Свершилось!» — облегчение, хотя и боль. Реакция демобилизации и явная импотентность, неспособность на активные действия по причине такого состояния.
Карта может касаться мужской половой сферы, описывать воспаления и переохлаждения, половое истощение, фимозис, состояние после обрезания и вазэктомии.
Иногда карта может указывать на достаточно грозные вещи – синдром приобретенного иммунодефицита (защитные системы организма «убиты»), негативные последствия приема антибиотиков или системные поражения кожи.
Если человек действительно сильно страдает, карта говорит, что хуже уже не будет. В лучшему случае — кризис пройден, и теперь ситуация начнет улучшаться. В худшем – страданиям конец, потому что наступит летальный исход. Как и при трактовке любой карты при ответе на любой вопрос, следует исходить из контекста реальной ситуации.
Нет. И нет надежды, полный крах.
Аркан Десятка Мечей являет следующий шаг за Девяткой Мечей. Там человек изнывал и мучился из страха перед грядущими тяжелыми событиями – здесь он встретился с этими событиями лицом к лицу, и его состояние изменилось. Если Девятка Мечей – это ночь перед казнью, то Десятка – это рассвет и плаха. Все кончено. Свобода. Он пересек черту.
Шаг от Девятки к Десятке Мечей делается с вполне определенной целью. Прежде чем выйти на солнечный свет (он уже брезжит на Десятке Мечей), человек опускается в самую темную пропасть своей жизни, проходит свой крестный путь. Изжив страдания Девятки Мечей, он принимает решение положить этому конец – лучше уж встретиться со всем этим лицом к лицу, чем так беспросветно изнывать от неведения и страха. Этим внутренним «героизмом камикадзе» человек доказывает судьбе, которая ведет его, что он достоин лучшей участи, хотя по внешнему виду все может выглядеть жалко и истерзанно. Но судьба дальнозорка и умеет любоваться внутренним восстанием.
Глубинный урок этого Аркана — мысль, несущая отжившему СМЕРТЬ ради иного существования. Последняя декада Близнецов символизирует преобразовательную работу мысли в конкретной действительности. Собирая информацию обо всем и активно включаясь в насущные бытовые вопросы, сознание постигает свою причастность к огромному миру. Жизнь и мысль — две стороны единого, и классическую фразу «бытие определяет сознание» можно понимать двояко: наше мышление отражает мир, но и мысль — также влияет на жизнь. Человеку свойственно «ловить себя на мысли», и все же порой его скрытые помыслы воплощаются в жизнь, раньше чем он успеет осознать их последствия.
Дух оказывается губителен для инертной материи. Эта сила кроется в самом человеке, и часто его же разрушает, не считаясь с оболочкой. На карте — поверженный человек: десять мечей пронзили его тело вдоль позвоночника. Они разливают вокруг фигуры белый свет, разгоняющий мрак. На Аркане символически изображено нисхождение духа в материю, который разрушает все тленное для того, чтобы было явлено вечное. Но это — и пригвождение самой мысли к земле: дух в материи находит свою смерть. Преодоление внешней суеты и осмысление более глубоких ценностей дают возможность найти свой конкретный путь жизненного созидания и перейти от воздушной стихии мысли к плотной материи земли.
Десятка Мечей несет очищение через боль и понимание ее искупительного смысла.
Особое примечание
Пример Александра Македонского упомянут не случайно. Десятка Мечей имеет очень интересную особенность – эта карта сильно проявляется именно у людей «с большим замахом». Чем масштабнее и амбициознее личность, тем ярче проигрывается эта карта. Она в полной мере воплощает знак Козерога (так же, как Десятка Чаш — противоположный знак Рака). Козерог связан с высотой и испытаниями. На социальном уровне это трудное испытание властью, почетом, популярностью. Вознестись можно очень высоко, а упасть очень глубоко. В жизни человека, который ставит перед собой высокие цели, испытания могут быть сильнее, чем в жизни того, кто удовлетворяется малым. На уровне Десятки Мечей происходит разделение того, что называется «средним путем», «верхним» и «нижним». Эта карта заключает в себе дилемму: вот, перед тобой препятствие, ты можешь попытаться его преодолеть, а можешь и не преодолевать, а встать шатрами перед ним и на том успокоиться. Ты прошел уже достаточно далеко, чтобы не стыдиться такого решения и не терять привычную жизнь ради чего-то неведомого. Так что Десятка Мечей – это ворота в верхний, запредельный мир. Вместе с тем, преодоление препятствий, символизируемых этой картой, открывает ворота на новый уровень и возносит (или возвращает) к Тузу Пентаклей. По идее, конечно, эту высоту следовало бы взять, но отваживаясь на такой шаг, мы принимаем на себя всю ответственность за последствия. Хватит ли у нас сил совершить прыжок через бездну? Впрочем, Александр Великий не размышлял, а прыгал. И далеко упрыгал! И допрыгался, само собой… Это – мистерия Десятки Мечей.
Можно заметить, что масть мечей в целом описывает что-то подобное истории ордена тамплиеров, которые тоже, как известно, были ребята с замахом. Череда событий, которая началась триумфом, окончилась горем, гибелью и утратой, своего рода апокалипсисом сознания. Это был крах, абсурдная, гротескная катастрофа, брутальная гибель. Но Десятка Мечей напоминает, что плоть есть лишь сосуд, временное прибежище для духа, который возобладает над любыми телесными муками. Разбить сосуд неволи не означает непременно нечто ужасное. Это может быть и завершающим этапом освобождения. Обратной дороги нет, в одну реку нельзя войти дважды, но посмертная слава по Козерогу оказывается вековой, несмотря на их сатурниански скромное Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam (Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу).
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: положить конец чему-либо, выйти из игры или накалить страсти до патового состояния, пикового переживания. В более-менее нормативной ситуации это совет окончательно расстаться с тем, что надоело, обрубить концы, очистить шкафы и память. Это совет попрощаться со своим старым «я» и оставить прошлое позади. Это куда проще сказать, чем сделать. В зависимости от ситуации, этот опыт может оказаться одним из самых сложных и травматичных за всю жизнь человека (и смутно вспоминаться даже спустя воплощения). К счастью, иногда карта служит в основном проекцией страхов человека. Тогда ему рекомендуется в первую очередь признать свою боязнь катастрофы, а во вторую — постараться понять, что лежит за этим страхом, спросить себя: как выглядело бы полное разрушение моей жизни?
Предостережение: подумать, прежде чем рубить с плеча. Не время прекращать что-либо, даже из лучших побуждений. Кроме того, карта может обращать внимание вопрошающего на то, что он с упоением играет роль мученика и жертвы («все против меня») и оплакивает «ужасную и несправедливую» жизнь, сильно переоценивая свои проблемы. «И вот этому человеку я отдала свои лучшие годы!» — что-то вроде того. Также карта может предупреждать о том, что какой-то проект обречен на провал.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — неплановая операция; непредумышленное убийство; несчастный случай по неосторожности; непредсказуемый финал.
+ I. Маг — конец карьеры.
+ Верховная Жрица — жертва шантажа.
+ III. Императрица — кесарево сечение; уничтожение ценного.
+ IV. Император — развод; увольнение.
+ V. Иерофант — опустошение.
+ VI. Влюбленные — конец отношений.
+ VII. Колесница — убийство по неосторожности; смерть в результате ДТП; далеко идущие последствия.
+ VIII. Справедливость — наказание; справедливое возмездие.
+ IX. Отшельник — переродиться.
+ X. Колесо Фортуны — упустить удачу; окончательный проигрыш.
+ XI. Сила — потеря сил и энергии; нанесение тяжких телесных повреждений в состоянии аффекта.
+ XII. Повешенный — обездвиженность; убийство через повешение; наказание за преступление.
+ XIII. Смерть — конец прежней жизни; насильственная смерть.
+ XIV. Умеренность — трудности сходят на нет.
+ XV. Дьявол — потерять себя; быть раздавленным пороками; садизм.
+ XVI. Башня — болезнь; развод; ножевое ранение.
+ XVII. Звезда — надежда на исцеление после поражения.
+ XVIII. Луна — болезнь; продолжающийся кризис; кома.
+ XIX. Солнце — выход из кризиса.
+ XX. Суд — закрыть кармический цикл; сдаться на милость судьбы.
+ XXI. Мир — новое рождение; обретение себя.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — крушение планов.
+ Двойка Жезлов — расставание; плановая операция; умышленное убийство; предсказуемое завершение.
+ Тройка Жезлов — неудачное сотрудничество; упущенные возможности.
+ Четверка Жезлов — разрушение в доме; развод.
+ Пятерка Жезлов — проигрыш; переоценка своих сил.
+ Шестерка Жезлов — мрачные новости.
+ Семерка Жезлов — незавидное положение; провал; бить лежачего.
+ Восьмерка Жезлов — свертывание проекта; завершение отношений.
+ Девятка Жезлов — ожидание худшего.
+ Десятка Жезлов — полный провал.
+ Паж Жезлов — дурная весть.
+ Рыцарь Жезлов — отсутствие сил и драйва.
+ Королева Жезлов — опасность, исходящая от женщины.
+ Король Жезлов — опасность, исходящая от мужчины.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — разбитая любовь.
+ Двойка Кубков — конец отношениям.
+ Тройка Кубков — разбитая дружба.
+ Четверка Кубков — окончательно испорченное настроение.
+ Пятерка Кубков — окончательная ссора.
+ Шестерка Кубков — рана прошлого.
+ Семерка Кубков — разбитые иллюзии.
+ Восьмерка Кубков — окончательный уход.
+ Девятка Кубков — разрушенное счастье.
+ Десятка Кубков — разрушенная семья; растоптанные чувства.
+ Паж Кубков — сломанное доверие.
+ Рыцарь Кубков — отвергнутое предложение.
+ Королева Кубков — потерять возлюбленную.
+ Король Кубков — потеря возлюбленного.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — разгром.
+ Двойка Мечей — мучения.
+ Тройка Мечей — скорбь.
+ Четверка Мечей — тяжелая болезнь; паралич.
+ Пятерка Мечей — поражение или горький вкус победы.
+ Шестерка Мечей — сжечь мосты.
+ Семерка Мечей — трусость; мародерство.
+ Восьмерка Мечей — страх.
+ Девятка Мечей — измученная совесть.
+ Паж Мечей — коварство.
+ Рыцарь Мечей — цинизм.
+ Королева Мечей — трагедия.
+ Король Мечей — наказание по закону.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — точка роста.
+ Двойка Пентаклей — неуверенность; финансовая несостоятельность.
+ Тройка Пентаклей — утрата бизнеса; потеря заказов.
+ Четверка Пентаклей — утрата стабильности.
+ Пятерка Пентаклей — утрата состояния или здоровья; разбитое корыто.
+ Шестерка Пентаклей — утрата доверия.
+ Семерка Пентаклей — безнадега.
+ Восьмерка Пентаклей — потеря работы.
+ Девятка Пентаклей — безнадежные инвестиции.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — неподготовленность.
+ Рыцарь Пентаклей — напрасные усилия.
+ Королева Пентаклей — разрушенное доверие; выкидыш.
+ Король Пентаклей — банкротство.