КОРОЛЬ КУБКОВ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ КОРОЛЬ КУБКОВ — ТАРО УЭЙТА
Традиционное значение появляющегося в раскладе Короля Чаш – получение мудрого совета, утешения и поддержки. Это друг вопрошающего, благодетель, готовый выслушать и оказать содействие. Есть кто-то, кто хочет помочь или согласится это сделать, если его попросить, потому что он по-доброму относится к делам и заботам вопрошающего и располагает нужными средствами и связями, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Нередко Король Чаш является сигнификатором фигуры, отечески относящейся к вопрошающему, как поддерживающий и любящий старший. Карта может указывать на кого-то, к кому вопрошающий испытывает искреннюю привязанность и доверие, и кто с понимание относится к его делам и заботам. Как бы то ни было, это располагающая к себе личность, вряд ли способная на низкие дела. Ее типические проявления — эмпатия (способность сопереживать), бескорыстная помощь, любезность. Типичные роли Короля Чаш – добрый друг, любящий муж, заботливый отец, щедрый меценат.
Если речь не идет о человеке, то это ситуация разума и чести, в которой присутствуют дружелюбие, благорасположение, отсутствие угрозы. Обстоятельства очень благоприятны для всего задуманного, однако делу еще предстоит окончательно оформиться. Подробности пока неясны (подсказку могут дать окружающие карты), но если ничто не противоречит, то исход будет благоприятным.
При гадании на какое-либо дело появление Короля Чаш — верный знак того, что человек не останется в одиночестве: в нужный момент всегда придут на помощь и дадут возможность реализовать планы. Иногда эта карта указывает на попытку достичь чего-либо (подсказку дадут другие карты) через эмоции или весьма тонко сделанное предложение, рассчитанное на чувства. Тонкость в том, что оно обычно не сформулировано в виде внятной возможности (это сделает Рыцарь и даже Паж Чаш), а обрисовано в виде едва зримого намека, эмоциональной шарады, смысл которой понятен лишь при известной искушенности.
Король Чаш может указывать на уверенность в выбранном пути и спокойное отношение к происходящим событиям. Он всегда советует положиться на свои чувства, довериться воображению, созерцательному настрою, медитативному подходу и…любви.
Последующие карты могут символизировать какой-то творческий замысел. Можно также с уверенностью сказать, что действие последующих карт будет завязано на эмоциональном состоянии вопрошающего.
Тонкий романтизм и громкий внутренний голос. В состоянии, описываемом Королем Чаш, мы обычно следуем инстинкту душевного самосохранения, велящему принимать только то, что согласуется с внутренним настроем и питает душу. Все остальное отсыхает само собой. Мы становимся способны быть в потоке, дать простор своим чувствам, сконцентрироваться на трансцендентном. Король Чаш описывает развитие творческих способностей и эмоциональную готовность к откровению (в просторечьи именуемую вдохновением). Часто указывается, что это карта эмоционального опыта, зрелости или наследия.
Король Чаш символизирует поистине замечательную личность: это человек, про которого обычно говорят, что у него нет и не может быть врагов. Он наделен всеми мыслимыми и немыслимыми добродетелями, из которых не последней является умение сочувственно относиться к недостаткам ближних и подчеркивать в общении их сильные стороны. Обычно Король Чаш проявляет уравновешенность и спокойствие. Ему свойственны деликатность и либеральность в поведении, внимательность к людям, доброта. Можно сказать, что его можно прикладывать к людям (или людей к нему), и тем сразу становится легче. Его присутствие само по себе обволакивает и умиротворяет, рядом с ним приятно находиться. Часто это – художник, писатель, возможно, психотерапевт или оккультист, пользующийся известностью и уважением.
Карта символизирует образованного профессионала, воспитанного и культурного, при этом творческого человека, интересующегося религией, искусством, наукой. Это человек, которому можно доверять абсолютно, он никогда не сделает зла, с пониманием относится к делам и заботам другого и хорошо контролирует собственные эмоции. Он зрел настолько, что возникает своего рода эмоциональная дистанция, беспристрастность. Нередко это очень сильная личность с яркой индивидуальностью, внутренне развитая и благородная настолько, что до нее трудно дотянуться. От него можно получить совет и покровительство, но нелегко с ним сравняться. Разумеется, «в чистом виде» Король Чаш в жизни встречается крайне редко. Встретив же такого человека, вы сразу поймете, кто перед вами: Король Чаш очень скромен, но не в состоянии полностью «приглушить» блеск, свойственный всей масти Чаш, и Королю прежде всего. У него огромное количество «хороших знакомых», поскольку люди — что совершенно естественно — тянутся к такому человеку. Настоящих друзей, однако, немного: Король Чаш полностью доверяет лишь тем людям, которые в какой-то мере похожи на него благородством и внутренней чистотой. Минусы этого Короля: склонность к пассивному сопротивлению и самообману вместо честного «нет» (ему трудно отказать кому-то в чем-то), неустойчивость к стрессу и затрудненная адаптация к жизненным реалиям. Как говорил Оскар Уайльд, как бы мы жили в этом мире, если бы каждому из нас не был дан наш собственный?
Эта карта — действительно сигнификатор доброго помогающего отца или человека, играющего подобную роль, отечески настроенного. Это доверяющий инстинктам и интуиции эмоциональный мужчина. Чувствительное сердце и большая душа.
Этот Аркан говорит об использовании творческой одаренности, вдумчивости и интуиции для развития собственной карьеры. Мудрость, дипломатичность и способность оказывать поддержку, правильно оценив ситуацию, могут принести коммерческий успех или просто быть удачным путем самореализации. Примером могут служить адвокат, священник, семейный врач, оккультный наставник, life coach, посредник или психолог. В любом случае, карта описывает некое дело или предприятие, которое в гораздо большей степени можно охарактеризовать как «для души», чем «ради денег».
У Короля Чаш высокая чувствительность и больше воображение, а эти качества могут оказаться полезными в весьма широком спектре творческих занятий. Он может быть художником, музыкантом, артистом, писателем, философом. Надо заметить, что Королю Чаш, пожалуй, труднее всего: приливы эмоций и переменчивое вдохновение плохо согласуются с естественной потребностью Короля контролировать ход событий и отвечать за все и вся. Попробуй-ка творить по расписанию! Попробуй-ка по графику выходить на сцену, по графику играть любовь и смерть, в срок петь, в срок предоставлять заказчику – портрет, издателю — груду вдохновенного текста… Но высшее мужество Короля Чаш в том и состоит, что он как-то справляется с этой фантастической задачей. А если не справляется, то на помощь ему приходят наркотики и алкоголь (тоже стихия Воды и область действия Нептуна), и Король Чаш становится…перевернутым. В общем и целом, реальный мир слишком сложен для этого Короля, и ему нелегко найти в нем свою нишу.
Король Чаш благоприятствует помогающим профессиям. Он воплощает собой архетип «раненого целителя», пытающегося исцелить свою боль благодаря помощи окружающим. Он скрывает свои раны сам от себя и компенсирует это тем, что лечит других. Обретя мудрость через собственные страдания, он становится истинным целителем. Он обладает высокой способностью сопереживать и сочувствовать, настраиваться на другого человека и быть интуитивным советчиком. Положим, ему не бывать хирургом, зато это прекрасный гомеопат. Король Мечей, вздумавший примерить на себя это занятие, перелопатит тонну справочников, выстроит кучу рациональных схем и все равно промахнется с назначением препарата. Король Чаш сделает это безошибочно, причем опираясь скорее на чутье и догадку, чем формализованное знание.
Король Чаш – это естественный проповедник. Им движут гуманистические идеи, хоть и не обязательно непременно гуманные, просто в центре его интереса всегда будет именно ЧЕЛОВЕК. Этим он отличается от Короля Жезлов, страстно желающего запустить ракету в космос (дело в том, чтобы раздвинуть границы возможного, покорить неизведанные пространства), Короля Мечей, глубоко озабоченного нелинейной геометрией (дело принципа) или Короля Пентаклей, оптимизирующего усушку и утруску зерна на элеваторе государственного значения. Для Короля Чаш важен человек, с какими бы идеями он ни носился. Будь то спасение души, возрождение арийской расы, глубинная психотерапия, право на эвтаназию, вызывание духов, сочинение комедий или трагедий – все упирается в вопрос, кем человек является, не является, и почему, и для чего.
Королю Чаш свойственны интуитивная мудрость, прекрасное знание человеческой натуры и одновременно спокойное и снисходительное отношение к чужим недостаткам (которое Королю Мечей кажется невероятным).
Иногда Король Чаш оказывается капитаном судна («Королем на воде»), стилистом или дизайнером, специалистом по рекламе, владельцем гостиницы или учителем младших классов. В любом случае его деятельность связана с тем, чтобы заботиться поддерживать и направлять.
Совет: больше доверять своим креативным способностям, романтизму, внутреннему голосу, а не рационализму и прагматизму. «Доверяй чутью и дай простор своим чувствам» говорит эта карта. Она также может вдохновлять заняться самоанализом, начать сотрудничество с психотерапевтом и придти к осознанию внутренней мудрости.
Ловушка карты: фанатичная погоня за миражами.
Эмоции сказываются на финансовых сделках и решении деловых вопросов. Шансы на успех возрастают при полном посвящении себя делу, однако, с контролем за ресурсами, инвестициями и собственностью все равно, по всей вероятности, будут какие-то проблемы. Возможно, разумнее доверить его профессионалу. Королю Чаш для стяжания богатства часто недостает поверхностно социальной уверенности в себе и сосредоточенности на обыденных вопросах. Он раздумывает над своим предназначением и нередко плывет «без руля и ветрил» в состоянии, которое Королю Пентаклей кажется непредставимым, Королю Мечей – неоправданным, а Королю Жезлов – интересным, но загадочным.
Перевернутый Король Чаш традиционно является весьма негативным сигнификатором для подобных дел, его значения – грабеж, значительный убыток мошенничество, растрата, также коррупция и вымогательство.
Традиционные значения Короля Чаш – муж или жена вопрошающего. Исходя из одного этого, карту можно толковать как благоприятную для дел сердечных. В более широком смысле он описывает обогащающий опыт нежности, чуткости и любви, покоренность шармом, глубокие чувства, душевный жар. Как зрелое выражение масти, Король Чаш олицетворяет богатство и глубину чувств. Он находится в гармонии со своими переживаниями, умеет их выражать. Он символизирует любовь, но такую, основа которой не столько эмоции, сколько преданность, привязанность и доверие, способность подчиняться и отдавать. Он романтичен до невозможности, но его романтизм отличается от романтизма Рыцаря Чаш примерно в той же степени, в какой «Мужчина и женщина» Клода Лелуша отличаются от «Кристины» Пьера Гаспара или «Аллилуйя любви» из спектакля «Юнона и Авось» от «Розового вечера» в исполнении «Ласкового мая».
Король Чаш стремится к установлению эмоциональной связи как ни один другой из Королей, хотя обычно скупо проявляет свои эмоции и умело скрывает свои чувства. Контакт, взаимодействие очень сильно стимулируют его к самопроявлению и скрытому психологическому лидерству. Про него одного можно сказать, что он живет чувствами (что вовсе не исключает внутренней обособленности от партнера). Он просто фантастически умеет очаровывать, пленять, настраивать на романтический лад и насылать волны переживаний и мечтаний, преображающих обыденность. В лучшем случае, он наделен силой «сказку сделать былью», причем сказка будет о любви. В худшем случае, он становится изумительным манипулятором, способным создать колоссальную психологическую зависимость от себя, поскольку знает о чувствах все. Именно он может утонченно создавать атмосферу полной интимности и доверительности, моменты невероятной эмоциональной близости, почти мистической глубины контакта, и тут же делать вид, что ничего такого не происходило…потому что эти ситуации тонки настолько, что зацепить их «де факто» невозможно. Это не подарки, которые можно потрогать, не послания, которые можно прочесть, не сказанные слова, которые можно припомнить, и даже не прикосновения, которые можно запечатлеть на фото. «Тоньше…еще тоньше». Это Владыка Воды, способный создавать неповторимую душевную магию интонацией, взглядом, символическим жестом, и буквально ничем и из ничего. Ему не надо играть словами, сыпать деньгами, впечатлять умом, телосложением, богатством, отвагой…всем тем, что мужчинам обычно требуется, хоть в каких-то объемах и пропорциях. Этот Король играет на поле, неподвластном другим Королям, где все эти атрибуты и достижения попросту не важны. Это поле – область непосредственного воздействия на чувства, обычно подвластная лишь женщинам (и то не всем). Король Чаш способен вызывать и изменять эмоциональные реакции у других людей. Он может навеять иллюзию страшнейшей силы, подобно звезде экрана, имеющей власть над миллионами женских сердец вопреки тому, что очно ни одну из них не встречал и персонально не очаровывал. Король Чаш способен полностью завладеть чувствами, надеждами, воображением…и при этом в случае необходимости мягко удивиться: «Но ведь я никогда не говорил, что люблю». И ведь истинно, не говорил! Говорили зрачки, интонации, то, как он вздыхал, оступался, проходя мимо и вообще все, что он делал и чего не делал…и, в сущности, того, чего он не делал, будет больше. Однако эффект от всего этого такой, что женщину, что называется, «не собрать» и в реальность не вернуть, даже если сам Король Чаш уже указал ей на выход из своего колдовского царства. Ибо это не банальное сексуальное соблазнение. Царство Короля Чаш – это царство Грааля. Это всецелая власть дарить Любовь. Ту самую, истинную, вечную, невозможную, неизбежную, бессмертную…ту, что как призрак – все о ней говорят, но никто никогда не видел, все давно отчаялись, плюнули, завязали, забыли, не ждут и как-то себе живут…И тут Король Чаш открывает ту ошеломляющую истину, что она все-таки есть, и все-таки не забыли, чают, уповают, верят, надеются и не могут, не могут без нее жить, ибо это не жизнь. Хорошенькое открытие для женщины на пятом десятке, обремененной опостылевшей семьей. «Любовь – волшебная страна, ведь только в ней бывает счастье»…и только с ним одним (и это при отсутствии мышц, денег, ума, перспектив…) Вот он, Владыка Воды, ходячий наркотик…как он это все-таки делает?! Король Чаш не так уж артистичен в смысле внешних жестов и проявлений, он достигает своего за счет эмоциональной глубины. Это, если угодно, высший аспект артистического дара, не требующий грима – внутренняя эмоциональная перестройка такого уровня, что определенное внешнее впечатление создается как по волшебству. Король Чаш способен внутреннее настраиваться, перестраиваться и подстраиваться так (вот она, медиумичность Воды), что его невозможно упрекнуть во лжи – ведь это его внутреннее состояние, а не некое внешнее притворство. В его случае словосочетание «неискренняя любовь» также парадоксально, как «неискренняя вера». Лишь в перевернутом положении он действительно становится коварным и изворотливым лицемером. В естественном же состоянии Король Чаш действительно подстраивается – и звонит ровно тогда, когда хочется услышать его голос, дарит именно то, о чем втихаря мечталось еще в детстве, целует именно туда, куда требуется…угадывает, улавливает, учуивает, словно кто-то незримый подсказывает ему на каждом шагу, что и как следует делать. Естественно, это производит впечатление, особенно на фоне менее ловких мужчин, строящих отношения так, словно кладут кирпичи, ухаживающих по схеме («дитям мороженое, бабе цветы») и занимающихся сексом, чуть ли не сверяясь с инструкцией (из наилучших побуждений, конечно же). Причем в качестве мужей эти последние могут оказаться первыми, но подспудная угроза со стороны Короля Чаш как «совершенного в любви» будет для них страшным испытанием. Его заботливость, внимательность, такт, нежность, умение ласкать и понимать, а также его воображение и фантазия не знают себе равных. При этом в нем скрыты такие глубины и подводные течения, что он способен всю жизнь оставаться неразгаданным, удивлять, манить невысказанной тайной…которой может и нет вовсе, но мерцает же в его внимательных и бездонных глазах что-то…
Король Чаш способен любить всю жизнь. Это огненный аспект Воды – его чувства способны сохранять живость и тепло при отсутствии видимых стимулов извне. Это единственный Король, способный умереть от любви, без любви и ради любви. У всех остальных Королей есть свое королевство, куда они могут сбежать в случае личной драмы – мир бизнеса, мир науки, мир политики, — а Королю Чаш бежать некуда, ибо Любовь и есть его царство. И если оно опустошается и гибнет, он гибнет вместе с ним, попутно оставляя потомкам на память песни, картины, стихи и симфонии, в равной мере душераздирающие и великие. Вибрации Короля Чаш труднопереносимы и волшебны, как па де де из «Щелкунчика», как пятая симфония Малера, как песня Сольвейг. Одним лишь своим существованием они заявляют, что человек – человек, сердце – не камень, любовь – бессмертна, а королевство Грааля – реальность, вне зависимости, довелось тебе там побывать или нет. Король Чаш всегда занимается воспитанием чувств – своей избранницы или избранника, если счастлив, и всего человечества, если не сложилось. Самый хладнокровный и злоязычный циник, «воспитывающий чувства» проповедями о том, что они суть признак шизофрении — часто всего лишь перевернутый Король Чаш, пытающийся предстать в виде Короля Мечей (его всегда выдает манера выливать «холодный душ» на головы ближних и дальних, что можно спутать с бесстрастным действием Меча только на первый взгляд).
Как партнер Король Чаш — мягкосердечный и эмоциональный мужчина, душевный, спокойный и преданный. Это настоящий друг, интуитивный, чувственный, творческий, способный подарить много счастливых, эмоционально насыщенных минут. Его глубокое и зрелое чувство любви способно исцелять. Да, кроме этого, в Короле Чаш можно утонуть. Причем никакое «предупрежден — вооружен» здесь не работает. Какое там!… L’amour toujours. Все остальное – мелочи жизни.
В качестве сигнификатора проблемы может указывать на алкоголизм и психоэмоциональные нарушения.
В соответствии со своей стихией, на физическом уровне карта может намекать на нарушения водного баланса в организме, неприятности с почками или мочевым пузырям, а также (перевернутый) на морскую болезнь или алкогольное отравление.
Да, но ещё потребуется время для получения желаемого.
Это период полной глубины эмоций, концентрации внимания на внутренних переживаниях, время трансцендентального опыта, контакта с бессознательным. Оно несет неоценимую пользу душе.
Король Чаш олицетворяет мужской (огненный) аспект стихии воды, наше стремление к приобретению трансцендентного опыта, к освобождению от пут сознания и мистическому единению с первоначалом. Король Чаш знает, что эти сферы закрыты для рационального познания, и что проникнуть в них может лишь тот, кто научился полагаться на свою интуицию и готов довериться Космическому Океану и его течениям. Возможно, мы созрели для какой-то эмоции и в настоящий момент находимся в ожидании, когда же эта эмоция будет инициирована извне. Нам предстоит объединить устремления воли (огонь), и инстинктивные эмоции (вода). Кроме того, Король Чаш означает потребность выразить свои чувства, дать волю интуиции, воплотить образы нашего подсознания в музыке, стихах или иной вещественной форме, в том числе и в форме целительства и психотерапии.
Однако если этот процесс воплощения скатывается в дилетантизм, то есть в незнание основ дела или в пренебрежении ими, Король Чаш превращается в в жалкого проповедника чужих ценностей, доморощенного гуру а то и просто в шарлатана; такое «второгодническое» непонимание основных закономерностей бытия делает его игрушкой космических сил, и он рано или поздно оказывается жертвой чужих интриг. Высшая задача Короля Чаш – научиться работать с эмоциональными нуждами и сильными страстями (Огонь Воды) других.
Король Чаш воплощает собой центростремительное движение эволюции, обратное центробежному порыву Короля Жезлов. Если Король Жезлов движим за пределы установленного порядка, к преобразованию наличного мира, то Король Чаш с не меньшей силой призывает вернуться на круги своя, к заповедям, истокам, первоначалам, к истине, традиции…домой. Ностальгирующий ревнитель прошлого, прогрессивный ретроград, маскирующийся под консерватора, он несет в себе дух IV дома, Рака, иррациональности Луны, возвращения к корням, истокам, материнскому лону. Вперед, в прошлое – вот его пафос, и он неизменно находит отклик у множества современников, уставших от нововведений, преобразований, неопределенности, утраты границ, разрушения стереотипов. Ему нетрудно представить Короля Жезлов как нового Люцифера, а себя как Архангела Михаила, ведущего жаждущих спасения обратно, к Богу. Сделать, как в прекрасном прошлом, вернуть на круги своя, восстановить былую славу – вот призывы Короля Чаш. С этой точки зрения провозвестники крестовых походов, деятели контр-Реформации, «просвещенные консерваторы» всех времен и народов и даже Адольф Гитлер, призывавший немцев стать, наконец, «самими собой» в соответствии с гиперборейскими мифами суть Короли Чаш. Король Чаш могуществен, ибо апеллирует вовсе не к разуму и логике, а к эмоциям и архетипам. При должном размахе он вполне способен спровоцировать массовый психоз, всколыхнув все сметающие воды коллективного бессознательного на непостижимую высоту. Современная цивилизация тем меньше защищена от его вибраций, чем более приучена с присущей Мечам интеллектуальной брезгливостью обходить стороной «лужи» и «брызги» всяческих иррациональных посылов и посулов. Мы не дружим с бессознательным, не доверяем ему, и в результате рискуем попасть под его власть, что называется, на ровном месте.
В лучшем смысле «ретроградность» Короля Чаш и его стремление вернуться к истокам выражаются как слияние со своей духовной семьей (кругом избранных), посвящение ее поискам, обогащение взаимообмена в этих отношениях. Нахождение контакта с тем духовным сообществом, которое является истинной семьей.
Король Чаш воплощает стремление вдохновленного разума к духовности. Он достигает высших ступеней развития религиозного чувства, превращаясь в человека, для которого Божественная любовь абсолютно реальна и любая личная любовь воспринимается лишь как ее отблеск и проводник. Духовное и романтическое процветание, описываемые этой картой, опыт не столь уж распространенный в наши дни. В общем и целом, мы, как часть современного общества, плохо адаптированы к вибрациям Короля Чаш и оказываемся беспомощными перед их наплывом, буквально физически ощущая, как «срывает крышку».
Трон Короля Чаш иногда стоит на берегу моря, а иногда буквально плывет по воде. Обычно этот Король изображается босым, без доспехов или лишь с нагрудными латами. Он никогда не выглядит угрожающе, хотя нередко – очень могущественно. Если его ноги касаются воды, то это символ свободного соединения сознания и бессознательного, а также смирения и прощения человеческих слабостей. Парусник с алыми парусами намекает на сокровеннейшие мечты человеческого сердца, а резвящийся боку дельфин – на то, что вода источник разума и жизни. На этрусских гробницах дельфины изображаются как мифологические психопомпы, которые доставляют души умерших в иной мир.
В эзотерическом смысле можно сказать, что Король Чаш постиг и способен использовать в согласии со своими решениями Воду, струящуюся через все сущее. В руках у Короля – кубок, в котором горит огонь. Его чувства слишком сильны, чтобы он мог оставаться спокойным. Еще миг – и он бросится навстречу буре. Спокойный период в его жизни закончился. Но на груди у Фараона – изображение Рыб, символ власти над водной стихией: он победит ее. Кроули пишет, что Король Чаш символизирует самопожертвование, дабы освободиться от связанного с сексуальным желанием чувства вины, и в то же время – Unio Mystica, единение души с Богом или Богиней. В системе Таро Король является воплощением Йод – первой буквы тетраграмматона, непроизносимого имени Бога, и огненной энергии, которая пробуждает энергию Воды Королевы. Этот символический союз уходит вглубь веков, к тем культурам, начиная с шумерской, где короли вступали в ритуальный брак с богиней, чтобы сохранить благополучие своего царства.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — исцелить ребенка, в том числе и внутреннего.
+ I. Маг — использовать свои способности.
+ II. Верховная Жрица — целитель, маг, психотерапевт.
+ III. Императрица — целительный эффект.
+ IV. Император — создать семью.
+ V. Иерофант — внутреннее просветление.
+ VI. Влюбленные — подарить любовь.
+ VII. Колесница — чувства, которым еще предстоит окончательно оформиться.
+ VIII. Справедливость — за мелким увидеть главное.
+ IX. Отшельник — заливать свои неприятности вином.
+ X. Колесо Фортуны — начать процесс возрождения.
+ XI. Сила — сила духа.
+ XII. Повешенный — предать.
+ XIII. Смерть — трансформация чувств.
+ XIV. Умеренность — закалить чувства.
+ XV. Дьявол — алкоголизм.
+ XVI. Башня — саморазрушение.
+ XVII. Звезда — надежда на эмоциональное возрождение.
+ XVIII. Луна — запутаться в своих чувствах.
+ XIX. Солнце — творческий потенциал.
+ XX. Суд — воздаяние: как мы относимся к другим, так и к нам отнесутся.
+ XXI. Мир — эмоциональное обновление; выход проекта на новый уровень.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — творческая искра.
+ Двойка Жезлов — сфера влияния; серьезный проект, требующий тщательного взвешивания.
+ Тройка Жезлов — отличная деловая хватка.
+ Четверка Жезлов — понимание и поддержка в доме.
+ Пятерка Жезлов — внутренние противоречия; духовные искания.
+ Шестерка Жезлов — удачное разрешение какой-либо ситуации; сильный лидер.
+ Семерка Жезлов — защита своих идеалов; замешательство; клевета.
+ Восьмерка Жезлов — счастливая встреча.
+ Девятка Жезлов — неодобрение; стресс.
+ Десятка Жезлов — эмоциональная подавленность; затухший проект.
+ Паж Жезлов — творческие поиски; ученик, достойный своего учителя.
+ Рыцарь Жезлов — непоследовательность; горячность; упрямство; бегство от себя.
+ Королева Жезлов — верность; понимание; союз.
+ Король Жезлов — взаимопонимание; доверие; взаимный интерес; равноправие; счастливое сотрудничество.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — любовь; мягкость.
+ Двойка Кубков — доверие; взаимность.
+ Тройка Кубков — родство душ; тусовка; распутство.
+ Четверка Кубков — пресыщение.
+ Пятерка Кубков — разбитые чувства.
+ Шестерка Кубков — эмоциональная поддержка.
+ Семерка Кубков — влюбленность; замешательство.
+ Восьмерка Кубков — отказ от своих чувств.
+ Девятка Кубков — эмоциональное счастье.
+ Десятка Кубков — семейное счастье.
+ Паж Кубков — благая весть; новость о ребенке.
+ Рыцарь Кубков — романтическое предложение.
+ Королева Кубков — влюбленная пара.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — подать стоящую идею.
+ Двойка Мечей — предложить компромисс.
+ Тройка Мечей — причинить боль.
+ Четверка Мечей — позволить расслабиться.
+ Пятерка Мечей — инициировать скандал.
+ Шестерка Мечей — уехать с чувством облегчения.
+ Семерка Мечей — схитрить.
+ Восьмерка Мечей — загнать чувства вглубь.
+ Девятка Мечей — дать волю чувствам.
+ Десятка Мечей — разлюбить.
+ Паж Мечей — задеть чужие чувства.
+ Рыцарь Мечей — дать волю гневу.
+ Королева Мечей — отвергнутые чувства.
+ Король Мечей — отречься.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — выгодная сделка.
+ Двойка Пентаклей — потребность в деньгах.
+ Тройка Пентаклей — реализация плана.
+ Четверка Пентаклей — материальное благополучие.
+ Пятерка Пентаклей — финансовая озабоченность.
+ Шестерка Пентаклей — спонсор.
+ Семерка Пентаклей — ожидание финансового результата; длинная отдача.
+ Восьмерка Пентаклей — мастер.
+ Девятка Пентаклей — прибыль; финансовая отдача.
+ Десятка Пентаклей — финансовая и эмоциональная состоятельность.
+ Паж Пентаклей — финансовое предложение.
+ Рыцарь Пентаклей — финансовое вознаграждение.
+ Королева Пентаклей — плодородие.
+ Король Пентаклей — серьезный деловой проект.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


ПОВЕШЕННЫЙ
Повешенный приобрел репутацию одной из самых неблагоприятных карт, какие могут появиться в раскладе. Спорить с этим, пожалуй, не приходится – описываемый опыт определенно не будет простым и легким. Однако, он может быть очень ценным, это раз. Как сказал кто-то из великих, жизненный опыт — это не то, что с нами происходит, а то, что мы делаем с тем, что с нами происходит.
Там, где один впадет в деструктивное состояние вечной жертвы, утопающей в самооплакивании, другой ощутит единство со всем миром и мистическое слияние с Потоком судьбы, подобное акту любви (недаром древние прозвали его «amor fati»). Кроме того, в случае Повешенного, очень многое зависит от темы вопроса! Если речь идет о намерении вопрошающего достичь какой-то важной цели, ради которой он готов чем-то жертвовать, то Повешенный четко сообщает, что событие, о котором идет речь, произойдет. Вопрос может касаться многолетней учебы в высшем учебном заведении, приобретения недвижимости или другого ценного имущества в кредит и так далее. Очевидно, что вопрошающий собирается ввязаться во что-то (Повешенный связан), «зависнуть» на каких-то целях и образе жизни на длительный срок (Повешенный висит), и сам, некоторым образом, превратиться в «недвижимость» (утратить возможность распоряжаться своими деньгами, временем или другими ресурсами, поскольку они посвящены избранной цели). Случится ли это? Если выпал Повешенный, то Таро сообщает – да. Таким образом, это будет позитивный ответ. Везде, где подразумевается преданность долгу, Повешенный на своем месте.
Однако, если ничего такого вопрошающий не имеет в виду, голова его отнюдь не загружена наполеоновскими планами, рассчитанными на долгоиграющий героизм, а вопрос касается того, как пройдет увеселительная поездка, даст ли шеф денег в долг или позвонит ли заинтересовавшая персона, то ответ Повешенного будет отрицательным. Поездка будет отложена или сопряжена со всевозможными препятствиями, шеф не только не даст денег, а еще и урежет зарплату за чужие грехи, а ждать звонка можно будет до конца тысячелетия. В качестве опорной или итоговой карты расклада он любит сообщать, что никакого продвижения вперед не будет, так что сейчас лучше отказаться от намеченного и оставить тему в покое. Все это потребует гораздо больше времени, чем хотелось бы. Раз выпал Повешенный, что-то испытывает наше терпение или предлагает освоить урок смирения.
На других позициях карта описывает необходимость (или, реже, желание) каких-то жертв и нового подхода. Есть цели, ради которых можно пережить что-то неприятное. Если ты выдержишь, жертва полностью окупится. Но жертва понимается здесь не как бесплодная потеря чего-то дорогого, а как отдача во имя приобретения еще более необходимого. Главный урок карты – понять, что жертва добровольна, потому что ЦЕЛЬ ТОГО СТОИТ. И жертва, и цель могут быть любыми – физическими, интеллектуальными, духовными. Но все это трудное и возможно затяжное («искупительное») время надо помнить — жертва добровольная и цель того стоит.
Эта стадия означает также период передышки между значительными событиями, пребывание в неопределенности, в подвешенном состоянии. Судьба замирает в невесомости. Время апатии, отсутствие продвижения вперед и капитуляция перед внешними факторами, оказывающими сильное влияние. Нахождение в состоянии волевого ступора, паралича, потеря контроля над происходящим, невозможность повлиять на события.
По Повешенному человек часто чувствует себя наказанным и нередко вопиет «За что?!» Мэри Грир замечает: это всего лишь описание того, что происходит с человеком, погрязшим в материальных заботах и отказывающимся видеть, чего от него требует Дух, следующая ступень развития сознания. Когда так называемый реальный мир зависает, у человека появляется возможность понять это. Опыт Повешенного всецело пережил и прекрасно отразил Оскар Уайльд в своем манускрипте DE PROFUNDIS: «Тюремная жизнь помогает увидеть людей и то, что движет ими, в истинном свете… Люди, живущие во внешнем мире, пребывают в плену иллюзии, будто жизнь – это непрерывное движение. Они вращаются в водовороте событий и поэтому живут в нереальном мире. Лишь нам, живущим в неподвижности заточения, дано видеть и знать».
Как правило, этот Аркан несет неспособность к внешней активности, заточение в монастыре духа. Воля связана по рукам и ногам, все силы уходят на духовную работы, смену точки сборки. Под давлением внешних обязательств собственная пассивность воспринимается мучительно. В любом случае, человек чувствует себя несвободным в своих решениях: не может делать либо то, что хочется, либо то, что надо. Надо набираться терпения и смирения, сохранять спокойствие, ждать, воспринимать ситуацию с ее светлой стороны. Может выпасть тогда, когда имеется довольно четкое представление, что необходимо сделать, но что-то не позволяет предпринять это действие.
Это карта принятия судьбы, поучения долгу и терпению. Человека могут ограничить обстоятельства, вплоть до понимания ее глубинного смысла, а потом смирение диктуется уже этим пониманием. Повешенный отучает цепляться – за контроль, власть, удобства, привязанности. Он не поучает, как Иерофант, не призывает к суду, как Правосудие, не громит, как Башня. Он просто….подвешивает. Лишая власти и контроля, он дарит подлинную смиренную готовность к принятию перемен, жизненную гибкость, эластичность мышления.
Повешенный нередко выпадает тогда, когда происходящее кажется странным, трудным для осмысления. Творятся непостижимые вещи — то, чего на самом деле быть не может. Но это не должно слишком пугать, лучше постараться быть открытым всему новому, посмотреть на мир другими глазами. Двенадцатый Аркан говорит: если привычный мир встал c ног на голову, помни, что и ты можешь сделать то же самое. Терпеливо жди развития событий. Учись наблюдать, но старайся при этом сохранить ясность мышления и спокойствие души. Учись, терпи, сохраняй ясность духа – и жди. Еще более важно сохранить равновесие между тем, что есть в тебе, и тем, что происходит снаружи — не надо пытаться уйти в себя и ограничиться миром собственных переживаний. По этой карте идет переворот всей системы ценностей (но не разрушение по Башне, а именно парадоксальное переустройство «с ног на голову»). Парадокс, взгляд с другой точки зрения, полное изменение в сознании (оно может быть мучительным само по себе, если человеку тяжело пожертвовать привычным мнением).
На практике эта карта означает необходимость учиться новому. Таким образом, это одна из карт, дающих положительный ответ на вопросы вроде: “поступит ли ребенок в институт?”. Да, поступит и попадает в ситуацию уз и академических обязательств, пока не «выпутается», успешно защитив диплом, таким образом, придется приносить многие жертвы ради высшей цели. Однако и людям взрослым она советует не держаться за старые представления, а попробовать найти новую точку зрения. Дух этой карты — преданность, самоотдача, самоотречение ради высшей цели (сходно с принятием монашеских обетов). Отказ от чего-то ради чего-то лучшего, ведомого тебе одному, сокровенного.
Основное положительное значение этой карты: рост мудрости, интуиции. Это также сильная карта ясновидения.
«Жертва на заклании». Самочувствие при этом может различаться – от потерянной беспомощности, бессилия и полного непонимания, что творится, до непоколебимой твердости, самопосвященности и веры в смысл происходящего, вроде той, с которой христианские мученики уходили в Царствие Небесное с арены Колизея.
Это создание своего Я по образу и подобию избранного идеала. Самоотдача, самоотречение, рост познания. Чем выше цель, тем больше жертва, и эта карта олицетворяет человека, готового дорого заплатить за то, чего он хочет. Все это трудное время надо помнить, что жертва добровольная – или плати цену, или пожертвуй целью.
Повешенный – это карта самоопределения, кризиса, принесения в жертву старого эго, его растворения в волнах превосходящей силы, Потока. Повешенный, если взглянуть на него по-простому, означает, что мы «застряли», зашли в тупик и ощущаем, что не можем сейчас изменить обстоятельства, даже не представляем, как это сделать.
При более близком рассмотрении оказывается, что за этой внешней неподвижностью кроются необходимость и неплохая возможность переосмыслить многое в жизни, а как следствие — произвести глубокие перемены, как в ней самой, так и во взгляде на нее. Пассивность, к которой мы приговорены в этот период, больше всего напоминает образ лежачего больного, — это тоже одно из значений карты. О Повешенном как об ощущении хорошо сказал К. Г. Юнг: «Висеть означает (…) и вполне позитивное hanging on, что, с одной стороны, означает некоторое затруднение, хотя и преодолимое, однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком».
Повешенный часто свидетельствует о несомненной глубине натуры, о готовности идти на жертвы ради себя и близких вам людей, заплатить – и щедро – за желаемое.
Он знает, чего хочет, даже если для других эта цель непостижима и недостижима. Повешенный символизирует человека, отвергающего статус-кво и сознательно идущего со всеми не в ногу. Можно предположить, что одним из весьма ярких современных олицетворений архетипа Повешенного является ныне овеянный легендами Стив Джобс (не без примеси других Арканов, конечно). Изначально «жертва» (ребенок, брошенный родителями), «жертва» впоследствии, лишившийся всяких прав и выброшенный за борт компанией, которую основал, и «жертва» в итоге (тяжелый уход из жизни), он, тем не менее, действительно преобразовал современный мир. В его судьбе просматривается соответствующий духу Повешенного миф Прометея, давшего людям судьбоносное ноу-хау и расставшегося со здоровьем, так скажем, а уж его речи об идущих не в ногу стали образцом риторики на тему. Анализируя символические соответствия Аркана, любопытен окажется и нимб вокруг головы Повешенного – начиная с намека на повешенный интеллектуализм, и заканчивая тем ореолом, который овеял личность Джобса к моменту ухода из жизни. Вспоминаются и пресловутое Think different (кардинальный переворот мышления), и «евангелизм» Apple. В прямом положении карта является символом «стояния на голове», пресловутым переворотом всей системы. На этом примере мы видим, что Повешенный – это реальные утраты и жертвы, но вовсе не личная беспомощность и слабость. Также Повешенный любит навязчивые мысли, от которых не удается так просто отделаться. Любой раб вдохновения, любой ученый или, например, композитор, который не пивши — не евши – не спавши корпит над улавливанием приходящих идей, проходит по Двенадцатому Аркану.
В негативном смысле эта карта может описывать человека, который не видит смысла в жизни, болтается в подвешенном состоянии между небом и землей, переживает неприкаянность и беззащитность, униженность и оскорбленность
Иногда карта описывает состояние человека, у которого есть какая-то дурная привычка или постыдная слабость, от которой он не мог избавиться, потому что в действительности вовсе этого не хотел, но в то же время осознал, что лучше бы жить без этого. Надо отказаться ради собственной же выгоды, например, ради здоровья.
Часто символизирует невозможность произвести никакое действие, кроме медитации, безвластие над собой, неспособность к внешней активности, время, когда человек останавливается, зависает и углубляется в себя, с целью обрести новые, более наполненные и правильные жизненные ориентиры и вновь почувствовать вкус к жизни.
Вряд ли человек, которому выпал Повешенный, счастлив на профессиональном поприще. Иногда оно действительно становится похожим на арену Колизея. По этой карте уверенно проходят ситуации, когда вопрошающий оказывается «козлом отпущения», «стрелочником», «подставленным» и без вины виноватым, на которого вешают всех собак. Выговоры, общественное осуждение, разговоры за спиной…все это часть палитры. Повешенный нередко описывает состояния «у позорного столба».
Иногда эта карта четко указывает на принесение жертв своему профессиональному служению – это может быть как подорванное здоровье и недополученные деньги, так и тягостная необходимость отправляться на корпоративный банкет, где быть не хочется, или произносить речь с трибуны, в то время как больше всего хотелось бы спрятаться в задних рядах.
По этой карте человек переживает свою работу как тяжелую и не несущую ни успеха сейчас, ни перспектив в будущем.
Для бизнесмена прямой Повешенный – это чаще всего совет начать осваивать новые области бизнеса, практиковать новую тактику, нестандартные решения. Другие карты расклада покажут, что из этого выйдет. Это полное безоговорочное принятие другой точки зрения.
Проекты по Повешенному часто сталкиваются с вынужденными приостановками, обычно ввиду недостаточности финансирования или нерасторопности руководства. Карта нередко отмечает, подобно Двойке Мечей, ситуации дилеммы, какой-то отсрочки и неспособности принять решение. Опоздание в решении своих дел (подвешенность позиции).
Это карта странников, вагабондов, путешественников-блогеров, мистиков и шаманов. Повешенный – это также архетип Раненного Целителя, который может помогать только тогда, когда ему самому плохо.
Иногда карта отмечает представителей «жертвенных» профессий, вроде балетных танцовщиков или агентов спецслужб, а также программистов, криптографов, шифровальщиков.
Финансовые жертвы – необходимость невыгодных вложений, затрат и «расплат», связанных с восстановлением здоровья, выплатой компенсаций и штрафов и тому подобное. Потери средств. Потеря жилья (разумеется, в раскладе должны быть и другие указания на риск подобного развития событий). Необходимость экономить, сокращать расходы, «затягивать пояс». Материальные убытки. Утрата источников дохода. Вынужденность продать какие-то ценности, с чем-то расстаться. Обременительные обязательства, например, связанные с недвижимостью и надолго сообщающие своего рода «финансовую недвижимость» самому вопрошающему — утрату свободы распоряжаться средствами по своему усмотрению, так как надо справляться с платежами.
Риск оказаться жертвой каких-то финансовых махинаций или подписать кабальный договор, из которого и Гудини не выпутается.
Невозможность контролировать происходящее в отношениях, свое поведение и поведение партнера. Ощущение себя бессильной жертвой и хорошим материалом для психотерапевта. Вынужденность поступиться своими желаниями, страстями и свободой ради отношений.
Интуитивно понятно, что Повешенный, выпавший в раскладе на отношения, символизирует какой-то кризис. Причем не начало кризиса, как Башня, не окончание его, как Десятка Мечей, а перманентный вялотекущий кризис, которому не видно ни начала, ни конца. Впрочем, финал иногда просматривается – в эфемерных, не устоявшихся отношениях, которые «висят на волоске» при появлении Двенадцатого Аркана велик риск все потерять.
Часто в устоявшихся отношениях эта карта соответствует ощущению, что все замерло, а то и умерло. Апатия, тупость, скука, спад. Беспомощная остановка, бессилие, кризис, это состояние длится дольше, чем можно было бы предположить и дальше, чем хотелось бы. Ощущение «сглаза», отношения неплодотворны, секса никакого, что дальше – непонятно.
В сочетаниях с картами, намекающими на любовный треугольник (например, Влюбленные, Тройка Мечей, Тройка Чаш, Шестерка Пентаклей),
Повешенный показывает человека, «распятого» между двумя полюсами и четко говорит, что страдают все. В этой ситуации нет победителей, а попытки сделать счастливыми всех заканчиваются неописуемыми страданиями.
Повешенный ничего не предпринимает, потому что не может ничего предпринять и не представляет, что могло бы быть выходом в этой ситуации.
Она воспринимается как замкнутый круг. По идее, ее можно трансформировать, но для этого надо начать действовать по-другому. Разрешить эту дилемму можно, только принеся жертву, отказавшись от чего-то, что было естественным (как правило, это означает – выбрать все-таки тот огонь, у которого будешь греться в дальнейшем). Но не тут-то было. В отношениях часто проявляется такое значение Повешенного, как узость и ограниченность представлений. Результатом увязания в противоречиях и нахождения между двух огней становится эмоциональное изнеможение и истощение, и что еще более существенно — оба огня гаснут.
Для одиноких людей Повешенный отмечает периоды тщетного поиска отношений, указывая, что в ближайшее время на создание пары рассчитывать не приходится, поскольку перед душой определенно стоят другие задачи. Бесплодные попытки познакомиться и завести роман не добавят вопрошающему радости. Карта может говорить о том, что создание отношений стало чем-то вроде навязчивой «идеи фикс», в то время как личностно человек к ним не готов (в частности, не так уж готов на жертвы и альтруизм, которых потребует совместное пребывание изо дня в день и из ночи в ночь). В общем, Повешенный нередко нелестно сообщает – эгоизм и зацикленность на себе и своих потребностях, вот все, что у тебя сейчас есть. И пока это не изменится, судьба не предложит тебе свадебный лимузин, в частности. В конце концов, на брак венчают «мученическими» венцами, и неготовность принимать испытания и ограничения – плохая база для него.
Эта карта сама по себе – один из индикаторов больного человека. Хронические болезни, психические расстройства, всевозможные зависимости, особенно те, которые связаны с пребыванием в измененном состоянии сознания и «зависанием» на чем-то – спектр его проявлений весьма широк.
Стадия абстиненции, мазохизма, аскетизма. Измождение, подорванное здоровье, обессиленность, истощение.
Лишение подвижности (например, перелом ноги)
В определенном контексте может указывать на тяжелые состояния: политравма, кома, последствия химической или лучевой терапии, пребывание в реанимации.
Черномагические воздействия и попытки вмешаться в тонкие структуры человека также проходят по этой карте.
Нет, дело зайдёт в тупик.
Стадия в духовном развитии, когда надо освоить способность добровольно пожертвовать чем-то для достижения цели, если нужно, с миром отпустить то, что было. В жизни очень важно уметь чем-то жертвовать, от чего-то отказаться. На этой стадии приходиться сознавать, что мы не можем получить все сразу, во всяком случае, так, как мы это планировали. Пафос Повешенного — самопожертвование в целях духовного роста, достижения проницательности и мудрости.
Лишившись чего-то, можно осознать то, чего не понимал раньше. Необходимость пожертвовать детскими эгоистическими иллюзиями ради того, чтобы сбылась настоящая зрелая мечта, удовольствием ради достижения цели — это неприятное переживание, мученичество, но это собственный добровольный выбор, ибо цель того стоит. Если ты выдержишь испытание, то цель будет достигнута, тебя ждет триумф.
Традиционно Аркан носит название «Повешенный», однако возможны и другие варианты («Жертва», «Мессия», «Повешенный Бог»). Прежде чем мы обратимся к значению данной карты, присмотримся внимательнее к изображению. Перед нами — пустынная местность. Заходит солнце, окрашивая всю картину. И на фоне этих красок, привязанный к перекладине, живому дереву (Древу Жизни) или цветущей изгороди за ногу, висит человек. Подвешенность за левую ногу говорит о том, что человек пришел к этой ситуации неосознанно. Перекладина держится на двух бревнах, на каждом из которых по шесть обрубленных сучьев – аллюзия на Зодиак. Правая нога Повешенного обычно согнута и закинута за левую, а руки он соединил за головой таким образом, что они образовали крест. Фигура как бы образует перевернутый знак серы. Находящиеся наверху ноги означают спиритуализацию низшей природы. Красные чулки – символ земных страстей, подлежащих сейчас усмирению. «Крест» ног символизирует земную, материальную реальность, а «треугольник» рук – божественный план.
В некоторых колодах человек держит в руках по мешку, из которых сыплются монеты (согласно одной из интерпретаций, на этой карте изображен Иуда Искариот с деньгами, полученными за предательство). Карта символизирует временную победу полярности над духовным принципом равновесия. Таким образом, чтобы постичь высоты философии, человек должен перевернуть привычный образ мышления («При этом он отказывается от правил золота в пользу золотого правила»). Основная идея данного Аркана – жертва, некое распятие.
Однажды Один, который был божеством не только военной дружины, но и учителем мудрости, постигаемой в экстатическом состоянии, пригвоздил себя копьем к Мировому Дереву — ясеню Игдрасиль. Повисев в таком состоянии девять дней, он утолил жажду священным медом из рук деда по матери — великана Бельторна и получил от него руны — носители мудрости. Такую же жертву приносит Апостол Петр, который сам просит римлян не только распять его (как они поступили с Иисусом), но распять вниз головой. Имеется множество свидетельств того, что священномученики пребывали в просветленном и даже экстатическом состоянии на своем поприще, и ничто не могло поколебать их уверенности в уготованную им божественную награду и уготованный после смерти венец (за Арканом Смерти следует Ангел). Повешенный позволяет своему я всецело раствориться в потоке Жизни, и это единственное, что готовит к встрече со следующим Арканом – Смертью.
Повешенный (как и Отшельник) описан во многих религиях и мифах – это тот, кто пошел на жертву ради достижения мудрости или божественного состояния, во имя высших соображений. Это и Прометей, и Христос. Это нисхождение духа в материю, сопряженное со страданием. На самом деле Повешенный не принесен в жертву кем-то – это его выбор и он знает, на что идет. Это знание – важнейшая составляющая Аркана.
В высшем смысле человек совершенно добровольно, по собственному выбору, ограничивает себя, подвергает «мучениям», аскезе, медитации, заточению, ради чего-то высшего, значимого для него. У окружающих это вызывает непонимание, иногда склонность нападать на него и высмеивать. У Повешенного не даром мирное, задумчивое, иногда даже восторженное выражение лица (ни боли, ни отчаяния, ни протеста, ни страдания – он доверяет своему пути и чувствует, что это необходимо). Ему ведома цель.
С точки зрения мистицизма, в периоды между воплощениями наша душа всецело видит свои пути и свою карму. Располагая этим знанием, она выбирает обстоятельства будущего воплощения, со всеми его неудобствами (а воплощений без испытаний не бывает, каждому — свой крест). Таким образом, она, как и Повешенный, знает, на что и ради чего идет. При «ударе» души о материю и реалии очередного воплощения это знание утрачивается, однако может быть обретено вновь в ходе жизненных испытаний – именно это символизирует нимб Повешенного.
Неся в себе ощущение изначального единства и близости к небесной родине, карма погружает человека в созерцание жизненных волн и космических вибраций, — символизируемое планетой Нептун, в то первоначало, где родилось человеческое сознание, с которым он стремится слиться. Отключение сознания — несет блаженство, и в этом подобно сну — но та бессознательная причастность к единому, что во сне воспринимается несказанным блаженством, наяву может оказаться невыразимым страданием. Принимает ли разум или отвергает радости и недостатки мира, он является лишь их пассивным отражателем: активную роль исполняет душа, совершающая свой выбор, и в реакциях которой срабатывает принцип аналогии: она реагирует на то, что ей близко, что ее задевает и трогает. Но если душа включилась в мировой поток, которому она обязана жизнью, разуму нечего ей противопоставить, поскольку он и сам того же происхождения. И сознание жертвует собой во имя непостижимого первоначала. Один из смыслов Повешенного — погружение Духа в материю. Поэтому человек изображен головой вниз к земле. На карте эту ситуацию изображает человек, подвешенный вниз головой на ключе жизни: он видит мир перевернутым. Так как только в перевернутом (подвешенном) состоянии — состоянии поиска своего потерянного отражения — человек может постигнуть истину и раскрыть нептунианские тайны своей души. В их отражении есть сущностный смысл для внутреннего мира человека. Дар просветления и провидения в большинстве культур связан с трансовыми и экстатическими состояниями, жертвованием своим я (опять же Нептун).
Двенадцатый Аркан как нельзя лучше характеризует то, что принято считать славянской душой, — сочетание неприкаянности и просветленности. И планеты, соотносимые с этой картой, тоже характерны для этого психотипа: Нептун и Уран. На земном астрологическом уровне эта карта соответствует соединению Марса с Меркурием и означает предприимчивость и даже авантюризм, а в духовном смысле — это поиск новых решений и открытий.
Повешенный считается прекрасной картой для мистических постижений и духовного роста, эзотерических практик и познания тайн. Посты и молитвы, медитации и ритриты, йога и трансы, епитимии и исповеди, экстрасенсорика и вещие сны – все это проходит по Двенадцатому Аркану. И даже пребывание на безлюдном морском побережье или в далекой стране, в отрыве от привычных точек опоры тоже. Все ситуации, когда мы самоуглубляемся, выходя за пределы эго, и переживаем смирение и слияние с потоком – это мистерия Повешенного. Возвращаемся мы измененными и просветленными, причащенными тайн жизни, именно это символизирует нимб вокруг головы персонажа на карте.
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — выход из заточения; снять гипс.
+ I. Маг — завершение этапа ничегонеделания; игрушка в чужих руках.
+ II. Верховная Жрица — усиление выжидания.
+ III. Императрица — извлечь пользу из неблагоприятных обстоятельств.
+ IV. Император — ступор; полный штиль.
+ V. Иерофант — перемена мировоззрения; раскаяние.
+ VI. Влюбленные — жертва ради отношений.
+ VII. Колесница — жертва ради самоутверждения.
+ VIII. Справедливость — наказание по закону; приговоренный.
+ IX. Отшельник — вынужденное одиночество; раскаяние.
+ X. Колесо Фортуны — томительное ожидание.
+ XI. Сила — выжидание; попытка выиграть время.
+ XIII. Смерть — неизбежный выход из тупика.
+ XIV. Умеренность — уменьшение страдания.
+ XV. Дьявол — расправа.
+ XVI. Башня — месть; эшафот.
+ XVII. Звезда — надежда выйти из затруднительного положения.
+ XVIII. Луна — жертва обмана.
+ XIX. Солнце — награда за мученичество.
+ XX. Суд — выход из затруднительного положения; искупление грехов.
+ XXI. Мир — переворот.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — потерять рвение; ловушка собственных желаний.
+ Двойка Жезлов — остановка, промедление.
+ Тройка Жезлов — плачевные результаты.
+ Четверка Жезлов — безвыходная ситуация в доме.
+ Пятерка Жезлов — поиски выхода из тупика.
+ Шестерка Жезлов — напрасные жертвы; бессмысленный груз.
+ Семерка Жезлов — расчищать дорогу.
+ Восьмерка Жезлов — идти на жертвы; известие о предательстве; пройденное наказание; падение.
+ Девятка Жезлов — бороться с «ветряными мельницами».
+ Десятка Жезлов — кандалы; принести себя в жертву; увязнуть; затянуть петлю.
+ Паж Жезлов — оценить то, что осталось.
+ Рыцарь Жезлов — выбраться из колеи.
+ Королева Жезлов — жертва во имя работы, творчества.
+ Король Жезлов — устаревший взгляд.
КУБКИ
+ Туз Кубков — жертва во имя любви; заложник чувств.
+ Двойка Кубков — отступить от принятых на себя обязательств.
+ Тройка Кубков — противопоставить себя другим.
+ Четверка Кубков — искаженный взгляд.
+ Пятерка Кубков — потеря из-за предательства.
+ Шестерка Кубков — кризис, имеющий глубокие корни; наказание в прошлом; устаревшие взгляды.
+ Семерка Кубков — исследование; в плену иллюзий.
+ Восьмерка Кубков — тщетные попытки вырваться из ямы.
+ Девятка Кубков — жертвовать мечтой.
+ Десятка Кубков — жертвовать семейным благополучием.
+ Паж Кубков — отказ от предложения.
+ Рыцарь Кубков — искаженное восприятие.
+ Королева Кубков — предательство со стороны Королевы.
+ Король Кубков — предательство со стороны Короля.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — противоположный взгляд; заложник идеи.
+ Двойка Мечей — безвыходная ситуация.
+ Тройка Мечей — болезненное наказание.
+ Четверка Мечей — безделье.
+ Пятерка Мечей — предательство.
+ Шестерка Мечей — постепенный выход из тупика.
+ Семерка Мечей — избежать наказания.
+ Восьмерка Мечей — загнать себя в угол; оказаться в ловушке собственных ограничений; добровольное пленение; боязнь наказания.
+ Девятка Мечей — расплата; самобичевание; задушиться слезами.
+ Десятка Мечей — расплатиться или наказать.
+ Паж Мечей — травля.
+ Рыцарь Мечей — наказание в армии.
+ Королева Мечей — соломенная вдова.
+ Король Мечей — прокурор.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — видение одной стороны дела.
+ Двойка Пентаклей — неустойчивые взгляды; долговой плен.
+ Тройка Пентаклей — пересмотр.
+ Четверка Пентаклей — привязанность.
+ Пятерка Пентаклей — ухудшение положения; в плену безденежья.
+ Шестерка Пентаклей — пожертвование.
+ Семерка Пентаклей — самоотверженность.
+ Восьмерка Пентаклей — постепенные перемены.
+ Девятка Пентаклей — награда за стойкость.
+ Десятка Пентаклей — отказ от семейных традиций.
+ Паж Пентаклей — увидеть шанс в ином свете.
+ Рыцарь Пентаклей — камень на шее.
+ Королева Пентаклей — поддержка.
+ Король Пентаклей — постоянство или косность.