ПАЖ ПЕНТАКЛЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ПАЖ ПЕНТАКЛЕЙ — ТАРО УЭЙТА
Как и все Пажи, Паж Пентаклей несет важные для вопрошающего известия, и в соответствии с практичной мастью Земли, они, скорее всего, будут касаться учебы, работы и доходов. Эта карта благоприятна для решения повседневных практических жизненных вопросов. Назревшие покупки, начало занятий в спортзале, заключение договоров… С ней связан рациональный и прагматичный подход к делам. Важно не упустить момент и не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Это шаг навстречу достойным ценностям.
Для человека, желающего улучшить свое материальное положение и получить предложение и возможность это сделать, лучшего знака в раскладе не придумаешь. Иногда по этой карте приходит консультативная, финансовая и иная практическая поддержка, однако чаще это возможность добиться успеха своими силами, осваивая какое-то новое занятие и находя применение своим способностям. В раскладе это возможность приобрести знания, успешная учеба, и судьба идет навстречу, предоставляя интересные возможности.
Появление этой карты в раскладе — знак того, что у вопрошающего есть хороший шанс начать новый проект. Паж Пентаклей говорит о наличии ресурсов для задуманного дела. Даже если эти ресурсы – всего лишь способность и возможность научиться, это уже немало. Детальное и добросовестное изучение нового задания – тоже урок в школе жизни. Эта карта очень способствует трудолюбию, прилежной работе, серьезному отношению к своим идеям и делам. Его частые значения — поступление в учебное заведение или успешная учеба. Паж Пентаклей, что называется, «взялся за гуж». Это карта хороших перспектив в практических занятиях, она олицетворяет собой некий важный и ценный импульс, который еще долго будет приносить плоды. Карта советует открыться ему со всем энтузиазмом и постараться извлечь максимум пользы из представившейся возможности. По Пажу Пентаклей к нам приходят заманчивые и действительно хорошие предложения, и от них не отмахиваться, если другие карты расклада этому не сильно противоречат. Паж Пентаклей всегда предполагает, что нам придется с чего-то начинать, осваивать и пробовать что-то новое. И это не минус, а плюс!
Энергия Пажа Пентаклей – это чистая сила концентрации на каком-то деле, сосредоточенные усилия и прогресс. Он полностью поглощен своим делом, какой-то одной целью. К чему приведет эта поглощенность, увенчается ли она успехом, будет ли за это награда, подскажут другие карты расклада. В этой многообещающей карте ощущается гармония. Чувствуется, что изображенному на ней персонажу можно доверять. Даже если в целом расклад повествует о неудачах, присутствие Пажа Пентаклей сообщает, что в происходящем вполне можно найти зерно счастливой возможности (например, повернуться лицом в сторону новой сферы деятельности, которую до этого не воспринимали всерьез).
Появление этой карты, особенно с Фигурными Арканами Чаш, предсказывает удачный путь вверх: возможность сделать хорошую карьеру, обрести поддержку интересующих людей, найти высокооплачиваемую работу. В зависимости от заданного вопроса, речь может идти о выгодной сделке, просто о жизненном опыте или неожиданном, но очень благоприятном выходе из создавшегося положения.
Традиция говорит, что появление Пажа Пентаклей в раскладе может говорить о том, что Процесс, начало которого положил Король Пентаклей, принес плоды, а также о совмещении теории с практикой.
Это карта также земных радостей и плотских утех. По ней можно прекрасно провести время на природе, в ресторане и в спальне.
«Я еще не волшебник, я только учусь». Практичность по типу «лучше синица в руках, чем журавль в облаках». Паж Пентаклей – практичный друг, надежный коллега. Исторически образ Пажа Пентаклей — образ молодого человека, который только-только «встает на ноги». Он ответственный, сноровистый и трудолюбивый, старательный работник, прилежный ученик. Утонченный молодой студент, как его аттестуют старые толковники. Обычно Паж Пентаклей «весьма доволен сам собой». Карта может олицетворять человека, который осознал свои возможности и ищет шанса их применить, чтобы со временем придти к процветанию. Паж Пентаклей не ждет, что успех и достаток свалятся ему на голову. Он не ищет обходных путей. Часто он готов выйти из-под чьей-то опеки и зажить своей собственной жизнью, профессиональной и финансовой.
Паж Пентаклей может говорить о том, что мы «беременны» какой-то идеей, и жалеем применить свои способности и творческие силы на практике, попробовать что-то новое или попытаться заработать денег тем, что у нас хорошо получается и прежде было лишь нашим хобби. Иногда по этой карте мы всерьез задумываемся о специальных курсах и преодолении любительского дилетантизма в каком-то занятии, греющем душу. Почему- бы не выйти на новый уровень, настоящего знатока?
Эта карта необычайно явственно (более, чем «воздушный» Паж Мечей) покровительствует учебе, желанию осваивать, узнавать и практиковать что-то новое. По ней ярко проявляется роль студента или подмастерья. Нами овладевает настойчивость, целеустремленность, прилежность, усердие – мы взялись за что-то и обнаружили, что есть способности, у нас получается!
Случающийся минус Пажа Пентаклей – полная поглощенность его разума практическими соображениями. Сделать, достать, купить, поесть, починить, приготовить, встретиться, сдать, принять…и так нон-стопом. В худшем случае он из тех, кого тикают в ушах часы, когда он слушает Шопена и лязгают на зубах евро и центы, когда он ест (типаж замотанного менеджера среднего звена, хотя такое состояние может быть и у стажера). Это человек настолько деловой, что жить он уже не способен. Ему может быть свойственна чрезвычайная дотошность в делах, негибкость в мышлении и потеря чувства реальности в общем.
В лучшем случае это человек, у которого есть любимое дело, выбранная цель. Кроме того, в глубине души Паж Пентаклей – эпикуреец и гедонист, а еще – коллекционер. Ему обычно нравится создавать продуманное собрание каких-то вещей, каждая из которых качественно отличается от остальных и в то же время что-то обозначает и сама по себе служит достижением.
В духе Пажа Пентаклей написаны многие популярные руководства по бизнесу, выражающие ту мысль, что «делай и будет!», и весьма впечатляющие проекты порой рождаются в гаражах и сараях, а головокружительное сотрудничество начинается с обмена в фейсбуке или удачно сохраненной визитки. Внимательное чтение контрактов и точное следование инструкциям также проходят по этой карте. Она любит сосредоточенные усилия и аккуратность.
Для Пажа Пентаклей обычно важны стабильный доход и возможность совершенствования в деле, которым он занимается. Он не гонится за роскошью, впечатлениями, славой. Вместо этого он без шуму и пыли оттачивает свои навыки, учится у старших, читает, наблюдает и не требует повышения зарплаты – он точно знает, что радо или поздно его звездный час настанет, а пока все еще впереди. Потом в один прекрасный день он «аккуратно, но сильно» делает то, что всех поражает, и перескакивает через головы своих менее прилежных и более заметных коллег на карьерной лестнице. У сколько-нибудь умного и дальновидного начальства он всегда на примете. Он подобен перспективному молодому спортсмену, которого никто, конечно, сразу не отправляет на олимпийские игры, но думать об этом начинают серьезно, не афишируя и загодя. Данные есть, отношение правильное, характер подходящий – что ж, берем на карандаш.
Паж Пентаклей олицетворяет желание учиться и получать новые идеи, прилежность, уважение к знаниям. Эта карта несет глубокую концентрацию и усердие в учебе, и как результат – хороший прогресс. Паж Мечей привычно выезжает на способности схватывать на лету, но Паж Пентаклей обычно по-настоящему талантлив (в данном случае Монета, которую он сжимает в руке, символизирует Талант, данный свыше). Эта карта способствует тщательному изучению и освоению выбранного предмета – человек погружается в дело с головой и утрачивает способность смотреть на мир иначе, как через его призму (на карте это обстоятельство символизируется тем, что Паж глаз не сводит со своего Пентакля). Паж Пентаклей стремится быть в курсе всех событий, не отставать, желает быть осведомленным. Он благоговеет перед Знанием и остро реагирует на новые идеи, появление новых приемов, техник и подходов. При раскладе на ситуацию Паж Пентаклей дает понять, что, действуя старыми методами, мы вряд ли добьемся успеха и достигнем намеченных целей. Только с помощью новых людей и новых идей удастся придти к осуществлению задуманного.
В общем и целом, это карта профессионализма как такового. Она описывает любую активность человека, в которой важно знание правил действия. Стоматолог, виртуозно пломбирующий зуб и продавец, грамотно настраивающий клиента на покупку в равной степени описываются Пажом Пентаклей. Специалист по мейк-апу? Ветеринар? Старательный сотрудник банка? Автослесарь? Пожалуйста. Кто угодно. По духу Паж Пентаклей скорее ассистент и практикант, но весьма способный и перспективный.
Паж Пентаклей может быть природоведом в том или ином смысле, человеком, связанным с сельским хозяйством, имеющим отношение к культивации растений или работе с животными. Он может быть кем угодно – коневодом, виноградарем или специалистом по экологии. Но, конечно, его коронное занятие – повар. Ручная работа и все, что можно попробовать на ощупь и на вкус – это поистине его стихия.
Совет карты: ставить перед собой реальные цели. Подходить к делу как можно более прагматично и рационально. Собрать свою энергию воедино и сохранять сосредоточенность.
Ловушка: застрять в роли «вечно начинающего» подмастерья или безмерно зациклиться на чем-то одном, перестав замечать мир вокруг.
Возможность «встать на ноги» в финансовом плане. Первые заработки, начальная прибыль. Вообще благоприятный Аркан для финансовой ситуации, так как говорит о наличии ресурсов. Переговоры и заключение новых контактов, оформление сделок.
Начинаемое дело вполне может оказаться прибыльным и дать ожидаемые плоды в скором времени.
Если эта карта выпала человеку, мечтающему добиться успеха в любви, то она буквально говорит следующее: давай, работай над этим! Ставь реальные цели. Создай план. Думай об этом человеке, узнай его, изучи его. Пойми, что может произвести на него впечатление. Предпринимай шаги, один за другим. Если путь к его сердцу лежит через желудок (что в данном случае всего вероятнее), то записывайся на кулинарные курсы.
Паж Пентаклей способен полностью сконцентрироваться на другом человеке, воспринимая его как драгоценное достояние. Он буквально готов носить на руках и сдувать пылинки, и в то же время жадно лакомиться своим счастьем до потери пульса. Этот чувственный представитель земной Земли воспринимает партнера так, как не дано больше никому. Он способен угадывать психическое состояние близкого человека по запаху, различать четыре оттенка его ресниц в зависимости от времени суток и буквально есть его, пить его, дышать им. Иногда Пажа Пентаклей упрекают в приземленности, отсутствии романтики, вдохновения, воображения. Что ж, он действительно способен обсуждать оплату счетов, невозмутимо рисуя узоры на теле другого языком, а когда язык нужен для разговора, то пальцем. Именно он позаботится, чтобы ужин был вкусным, кровать — удобной, и не забудет, что после секса партнеру хочется пить. Если предпочитаемый напиток – клюквенный морс, то будет клюквенный морс. Если шардоне, то шардоне. Подобное отношение с его стороны диктуется действительно не романтизмом и желанием совершить эффектный жест, а заботой и простым пониманием, что все это важно. Это же тело, это же потребности, это же жизнь, ты же это любишь. Что может быть существеннее? Поначалу он предпочтет просто осведомленность, со временем станет безошибочно соображать, что может понравиться. Паж Пентаклей выберет самый банальный подарок, например, духи, но с ароматом угадает так, что не будет слов. Да, он вряд ли будет писать стихи, совершать сумасбродные жесты, которые принято считать «романтическими», твердить о любви. Зато он позаботится, чтобы зимой любимый человек не вышел из дома без перчаток, а по возвращении было, что поесть. Паж Пентаклей любит готовить и может отлично накормить. Рядом с ним действительно может оказаться, что путь к сердцу лежит через желудок. С Пажом Пентаклей очень здорово в четырех стенах. Это его царство. В то же время – да, он способен «убить» иную утонченную и романтичную натуру в разгар прелюдии деловитым замечанием по поводу смазки. Это же тело. Это же важно. Как же без нее? Паж Пентаклей символизирует практические навыки. В сексе как земном и телесном действе практических навыков у него будет достаточно. Что касается аспекта психологического и личностного, то воспитанием его чувств можно и нужно заниматься. Да, в Пажа Чаш он не превратится, но что-то обязательно уловит и усвоит. Близость к природе и тяга к физическому контакту приводят к тому, что платонические отношения его никогда не заинтересуют. Если перспектива секса не просматривается хоть как-то, то большого смысла в происходящем для него не будет. Эта карта тесно связана с осознанием, принятием и реализацией своей «земли», тела, а следовательно и сексуальности.
Паж Пентаклей может регулярно и сильно разочаровывать своей зацикленностью на теле, постели, еде, комфорте и быте, особенно взыскательные Мечи, которые слабо дружат с земной реальностью. Это его способ заботиться, и, пожалуй, Мечам забота такого рода необходима, как никому. Но беда в том, что в любви Паж Пентаклей концентрируется на партнере до такой степени, что перестает интересоваться окружающей реальностью самой по себе. Все, что не имеет прямого или косвенного отношения к любимому человеку, перестает что-либо для него значить и воспринимается в лучшем случае по касательной, а в худшем – как некий досадный отвлекающий фактор, мешающий концентрироваться на обожаемом объекте. В результате он начинает производить впечатление натуры недалекой и примитивной, хотя это совершенно не так. Паж Пентаклей умен, наблюдателен, практичен и смекалист. Просто все его наблюдательность, ум и смекалка внезапно упираются в избранника, и вот этот мозг ученого и руки мастера целиком и полностью посвящены данному «объекту действительности». «Объект», как правило, не в состоянии ответить Пажу Пентаклей…не любовью даже, но такой же сверхъестественной, тотальной, исчерпывающей чувственной концентрацией. В итоге у него возникает ощущение изученности и освоенности вдоль, поперек и по диагонали, и вглубь до самых костей, при том, что сам Паж Пентаклей остается довольно загадочным…и при этом как бы не стоящим изучения. Ну, поели, ну, переспали…в сто пятый раз…и что теперь? Простоватый он какой-то. Пойду найду себе кого поинтереснее. По большому счету, это ложное впечатление, но чтобы ему не поддаться, требуются мудрость и жизненный опыт. Именно они помогают оценить Пажа Пентаклей по достоинству и осознать, подобно главному герою «Летучей мыши», что ты пропустил в этой книге самые интересные страницы.
Благоприятная для здоровья карта.
Может указывать на беременность (одна из карт материнства или по крайней мере способности к оплодотворению).
В качестве сигнификатора может указывать на типично детские болезни – краснуху, ветрянку, диатез.
Перевернутый Паж Пентаклей может говорить о серьезном нарушении какого-то процесса (например, пищеварения).
Да, но не сейчас, в будущем, это выгодно для вас.
Аркан Паж Пентаклей воплощает собой ту духовную истину, что ни одно упорядочивающее действие во Вселенной не пропадает даром и напрасного труда не бывает в принципе. Даже если он оказался безрезультатным с точки зрения внешней реальности и не получил награды и признания, в душе человека он заточил нужную грань. Это такая тибетская мудрость, требующая развеять с трудом созданную из песка в течение долгого времени и ценой сосредоточенных усилий прекрасную мандалу. Главное не мандала, главное – что происходит в душе монаха. Западное мышление цепляется за свои шедевры, восточное их отпускает, упирая на внутреннее — просто энергия Космоса, наполняющая деяния души, становится видимой через человеческую жизнь и дела. Если мы внимательно присмотримся к изображению на Аркане, то увидим, что Паж вовсе не сжимает Пентакль – тот парит между его ладонями, держась в воздухе как по волшебству. Паж медленно идет с этой драгоценностью по своему королевству, не глядя по сторонам, нечувствительный к тому, что происходит вокруг. Его состояние – полная сосредоточенность и концентрация. Его главное достижение – знание правил действия. Именно Паж Пентаклей овладевает умением разбивать доски и кирпичи одним касанием и плести брюссельские кружева, осуществлять синхронный перевод и танцевать джайв. Как бы ничего не замечая. Легко. Он оперирует в материальном мире, пребывая в некоем абсолютном «здесь и сейчас».
Мать Земля (или «Земля Земли»), которую олицетворяет Паж Пентаклей, говорит о глубокой и сильной связи с природой, с землей, с животными. В нем очень много творческих созидательных сил как таковых, важно найти им продуктивное применение (руководство Короля Пентаклей для него неоценимо).
В кажущейся приземленной энергии этого Аркана кроется почти ясновидческий потенциал – так, настоящий мастер своего дела видит свой предмет (будь то хоть деревянный стул) так, как никогда не увидит конечный пользователь. Кроули пишет о «рождении высшего, чистейшего света в самой глубокой и темной из всех стихий». Паж Пентаклей – единственный, кто не держит символ своей масти в руках. Пентакль парит над его ладонями, это он его «держит» и ведет.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — пустые старания, поиски.
+ I. Маг — изучать медицину; интересоваться магией.
+ II. Верховная Жрица — получение высшего образования; интересоваться психологией.
+ III. Императрица — рост прибыли, результатов.
+ IV. Император — карьерный рост.
+ V. Иерофант — изучение религии, философии.
+ VI. Влюбленные — чувственный интерес в отношениях.
+ VII. Колесница — учиться вождению; изучать автодело.
+ VIII. Справедливость — изучать законы.
+ IX. Отшельник — убытки.
+ X. Колесо Фортуны — поставить на кон.
+ XI. Сила — укрепить здоровье.
+ XII. Повешенный — напрасные жертвы; безрезультатный поиск.
+ XIII. Смерть — тщетность.
+ XIV. Умеренность — опыт; терпение.
+ XV. Дьявол — извлечь прибыль нечестным путем.
+ XVI. Башня — ухудшение самочувствия, здоровья.
+ XVII. Звезда — искать свое призвание; изучать звездное небо.
+ XVIII. Луна — иллюзии; напрасная трата денег; неверные выводы.
+ XIX. Солнце — добраться до сути; открытие.
+ XX. Суд — возможность разобраться, укрепить знания.
+ XXI. Мир — закончить учебное заведение; получить степень, звание.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — новый проект, благодаря которому можно заработать.
+ Двойка Жезлов — сомнения относительно своих финансовых возможностей.
+ Тройка Жезлов — осторожное, но благотворное сотрудничество.
+ Четверка Жезлов — достижения; награда; окончание учебного заведения.
+ Пятерка Жезлов — распыляться.
+ Шестерка Жезлов — выгодное направление; приобретать знания, навыки.
+ Семерка Жезлов — столкновение с превратностями судьбы.
+ Восьмерка Жезлов — сделать предложение.
+ Девятка Жезлов — недоверие; тщательная проверка.
+ Десятка Жезлов — пропавшие надежды.
+ Паж Жезлов — творческий подход к практическому вопросу.
+ Рыцарь Жезлов — отсутствие выдержки.
+ Королева Жезлов — стремление к успеху в бизнесе.
+ Король Жезлов — занять позицию лидера.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — призвание; чувственность.
+ Двойка Кубков — увлечение.
+ Тройка Кубков — плодотворность.
+ Четверка Кубков — пропадающий интерес.
+ Пятерка Кубков — неудовлетворенность.
+ Шестерка Кубков — ностальгия.
+ Семерка Кубков — замешательство.
+ Восьмерка Кубков — бессилие.
+ Девятка Кубков — преуспевание.
+ Десятка Кубков — зрелость.
+ Паж Кубков — беременность.
+ Рыцарь Кубков — деловое предложение.
+ Королева Кубков — возлюбленная.
+ Король Кубков — знающая и понимающая личность.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — триумф знания; победа в изучении.
+ Двойка Мечей — поиск компромисса; изучение проблемы.
+ Тройка Мечей — заблуждение.
+ Четверка Мечей — заочное обучение.
+ Пятерка Мечей — деградация.
+ Шестерка Мечей — озарение.
+ Семерка Мечей — нечистый на руку юнец.
+ Восьмерка Мечей — неопытность; узость взглядов.
+ Девятка Мечей — знание умножает скорбь.
+ Десятка Мечей — крах делового проекта; деструктивная ситуация.
+ Паж Мечей — скоропалительный вывод.
+ Рыцарь Мечей — увольнение.
+ Королева Мечей — лишение поддержки.
+ Король Мечей — глубокий анализ.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовый успех.
+ Двойка Пентаклей — колебания рынка.
+ Тройка Пентаклей — изучение финансового рынка.
+ Четверка Пентаклей — изучение аспектов финансовой безопасности.
+ Пятерка Пентаклей — потеря интереса.
+ Шестерка Пентаклей — изучение финансового займа.
+ Семерка Пентаклей — оценка проделанного.
+ Восьмерка Пентаклей — изучать ремесло; сосредоточиться на работе.
+ Девятка Пентаклей — изучение финансового инвестирования.
+ Десятка Пентаклей — изучение пенсионного и страхового финансирования.
+ Рыцарь Пентаклей — деловая хватка.
+ Королева Пентаклей — изучение бюджетирования.
+ Король Пентаклей — декан; глава инвестиционного фонда.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


СМЕРТЬ
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.