ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ СМЕРТЬ — ТАРО УЭЙТА
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


КОРОЛЕВА ЖЕЗЛОВ
Появление Королевы Жезлов в раскладе, как правило, сообщает о том, что в данной ситуации актуальны претензии на лидерство, а на кону гордость и честолюбие. Эта карта всегда чутко откликается на амбиции, стремление к независимости и самостоятельности, к успеху в карьере, в социальной жизни, на энергию самореализации и личностного роста. Она может указывать, что мы не на шутку вдохновились, увлеклись чем-то, и с жаром исполняем задуманное.
События, описываемые соседними картами, уже начались – так сказать, процесс пошел. Концепция сформирована, если речь идет об идее. Если Король может означать инициатора (побуждающий фактор), то здесь мы имеем дело с приобретением формы, с процессом, набирающим силу. Если речь об амбициозном проекте, ответственном выступлении, деле, которое вдохновляет вопрошающего — успех вполне вероятен. Королева Жезлов – сигнификатор карьерного роста, делового успеха, популярности и известности. Ее появление в раскладах, касающихся соответствующих вопросов (организационное развитие, продвижение продукта, получение должности) – добрый знак.
В лучшем случае Королева Жезлов может описывать некую привлекательную, открытую и доброжелательно настроенную личность, способную быть вдохновителем, союзником и поддержкой в начинаниях. В худшем случае – это яркий соперник, преимущество перед которым доказать будет крайне сложно.
Эта карта в любом раскладе является практически самодостаточной: в отличие от прочих Младших Арканов она очень мало зависит от значения соседнего Старшего Аркана. Последующие карты описывают процесс, который находится в фазе кульминации и который уже стал частью вашей текущей реальности. Возможно, этот процесс, эта цепочка событий уже принесли свои плоды, к которым мы вынуждены так или иначе отнестись.
Энергичность и уверенность в себе. Королева Жезлов – это карта яркой харизмы, сочетающей дружелюбие, искренность, стойкость, стремление к успеху. Она способна оказывать сильное влияние на окружающих, мотивируя, воодушевляя, призывая к чему-нибудь.
Королева Жезлов всегда символизирует сложившуюся личность (будь то мужчина или женщина), которая прекрасно знает, к чему следует стремиться и дела которой обычно разворачиваются так, как она того желает. Это щедрая, открытая душа, готовая поделиться тем, что имеет. Как все Королевы, она несет в себе определенный аспект целительства. Если Королева Пентаклей исцеляет тело, Королева Чаш – врачует душу, а Королева Мечей – вправляет ум-разум (и недаром в народе это малоприятное дело описывается глаголом «лечить»), то Королева Жезлов восстанавливает непосредственно дух. Она воодушевляет, вдохновляет на подвиги, она способна вернуть волю к жизни того, в ком этот огонь ослаб и начал чадить. Она делает это не жалея, не поучая, не сострадая, а сообщая непосредственный волевой энергетический импульс, подобно тому, как от факела зажигают факел (в этом смысле Королева Жезлов покровительствует связи индивидуальности с индивидуальностью, личному взаимодействию «один на один»). Именно эта способность исцелять дух, возвращая ему первоначальный огонь наилучшим способом описывает сочетание мужественного «огня»и женственной «воды» в Королеве Жезлов.
В самом классическом проявлении энергий этого Аркана — это женщина, которая непоколебимо представляет те качества, которые ее заполняют (причем в чистом виде эти качества встречаются довольно редко). Это откровенная, страстная и эффектная женщина, которая любит управлять и которую невозможно «усмирить», поскольку ею движет чисто мужской импульс (стихия огня). Она свободолюбива, отважна и никому не позволит решать, как ей следует жить (причем чисто интеллектуальный элемент, который помогает Королеве Мечей признавать правоту другого или объективный характер ситуации, требующий временного смирения, на Королеву Жезлов действия практически не имеет). Это Зорро в юбке, Спартак на каблуках. Попадись она султану – бунт в гареме гарантирован (причем под ее воздействием не только тамошние рабыни уверуют, что они люди, но и евнухи – что они козырные парни). Это амазонка, не теряющаяся ни при каких обстоятельствах, лишь иногда страдающая недостатком выдержки в стрессовых ситуациях. Она решительна и великодушна, сильна и благородна, смела и весела, имеет твердые убеждения и для нее важна ее личная человеческая честность и честь. Это – Личность с большой буквы, с развитым самосознанием и цельным и твердым характером, не принимающим в себя искривлений и мути, где находят приют лукавство, мелочность и коварство (стихия огня не переносит подобных искажений, ибо слабеет от них). Ей свойственно целомудрие в подлинном смысле этого слова – отсутствие разброда и шатаний в ситуации принятия решений, она остается в согласии со своими убеждениями. В традиционных толкованиях карта считается сигнификатором женщины огненных и иногда воздушных знаков.
Королева Жезлов, при всей ее огненности, редко бывает сумасбродной. Онв очень хорошо представляет, что ей нужно от жизни и глупостей, как правило, не делает. Ей в немалой степени свойственны осмотрительность, практичность и здравый смысл. Она способна на отчаянные поступки, но не те, в которых проявляется человеческая слабость, а те, в которых проявляется человеческая сила. Это «женщина с понятиями». Причем она сама устанавливает понятия, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя, и доказать ей обратное практически невозможно. Женское достоинство и неженская гордость, управляющие её личностью, дают ей большую внутреннюю силу, однако делают ее уязвимой для критики и обидных замечаний (впрочем, как натура истинно благородная и великодушная, она отходчива, а уж сильно рассердившись, скорее сходу даст в ухо, чем будет мелочно мстить из-за угла спустя год).
Она преисполнена самобытного, особенного шарма, социально хорошо адаптирована, умеет себя держать, хотя может быть холодноватой. Она сердечна, но не сентиментальна. Она искренна в своих чувствах, но при этом личные отношения сама того не замечая рассматривает как справедливые рыночные (ты мне, я тебе). Она умеет держать свои чувства под контролем, вместе с тем, при необходимости, свободно и без комплексов выражает свои эмоции. Она честолюбива, амбициозна, ей очень нравится, когда все ее любят, а в особенности — уважают.
Королева Жезлов – это бизнес-леди, и она благоприятствует ведению профессиональных дел. Карта может означать хорошее время для начала нового предприятия, или предвещать встречи с начальством (что из этого выйдет, подскажут окружающие карты). Королева Жезлов сильна, смела и готова самостоятельно разбираться с возникающими проблемами, решая достаточно масштабные задачи. Карта может сообщать о том, что пришло время начать работать на себя или взять на себя лидерскую ответственность.
В ведении Королевы Жезлов находится практически любая работа, которая нравится, выполняется «с огоньком» и опирается на врожденные задатки вопрошающего. Часто это занятия, тем или иным образом связанные с публичностью, медийностью, популярностью, известностью, необходимостью быть на людях, производить впечатление, убедительно общаться. Это может быть как журналистика, так и выступления на сцене. В любом случае, Королева Жезлов никогда не чувствует себя жертвой, уныло и покорно тащащей ноги на работу ради куска хлеба. Если она себя хоть на мгновение таковой ощутит, то «ноги в руки» в поисках лучшей доли сделать не замедлит. Она не станет себя уговаривать, что это «ради кого-то», «так будет лучше» и т.д. и т.п. – это не ее жанр. Королева Жезлов абсолютно убеждена, что главное – возможность реализовать себя на полную катушку, а все остальное (деньги, проекты, связи) приложится.
Королева Жезлов с легкостью доказывает свое преимущество перед другими в разных ситуациях, поэтому карта является хорошим предзнаменованием для участия в конкурсах, соревнованиях, выставках и тому подобных мероприятиях. Она целенаправленно и неутомимо добивается задуманного.
Благоприятный знак для финансовых дел. Королева Жезлов означает не деньги как таковые, а возможность их заработать, проявляя профессионально ценные качества (энергию, энтузиазм, напористость, смекалку, отвагу).
Королева Жезлов одинаково хорошо умеет жить на щирокую ногу и обходиться по-спартански малым (если этого требует этап на пути к достижению цели).
Королева Жезлов способна на продуктивные и яркие отношения, и при этом является практически самодостаточной, так как очень мало зависит от партнера. Она всегда сама по себе, открыта всему новому и легка на подъем. Это самодостаточность как в отношениях, так и вне них. Именно про Королеву Жезлов, не имеющую пары, можно с чистой совестью сказать словами французов: «Мадемуазель путешествует не одна, мадемуазель путешествует сама по себе». В то же время, заинтересовавшись, она способна на экстраординарные поступки ради предмета своей любви. Эта Королева не будет годами вздыхать, скрывая чувства, она смела и не страшится проявлять инициативу. Она знает, что сможет добиться практически чего угодно – стоит по-настоящему захотеть и правильно расставить акценты (с последней задачей она, кстати, справляется намного лучше Короля Жезлов, поскольку, как все Королевы, несет в себе гибкую стихию воды). Ее темперамент, яркость и душевный дар находят отклик у самых разных людей, но прежде всего – таких же энергичных и увлекающихся. В традиции Марсельского Таро любовник Королевы Жезлов – Рыцарь Жезлов, и в жизни эти два типажа действительно отлично ладят. Они просто не могут друг другу не нравиться!
Королеву Жезлов отличает исключительная (по сравнению с другими Королевами) яркость чистого несублимированного сексуального желания, хорошо известного и хорошо понятного мужчинам. Именно эта Королева способна (именно при желании и в силу него) заняться сексом исключительно ради секса, не пытаясь спутать, замаскировать или оправдать этот импульс ни любовью, ни расчетом, ни даже личным успехом, что сделает любая другая из Королев. Для нее иногда секс – это именно секс. Ни больше, но и не меньше. При этом, если она полюбила, ее любовь будет очень осознанной и зрелой.
Королеве Жезлов свойственная исключительная сила воли, направленная на изменение и трансформацию духа другого человека (у Короля – жизни и мира в целом). Королева Жезлов как никто способна мотивировать своего мужчину на великие дела, раздувая в нем огонь честолюбивых амбиций. Она не принадлежит к тем женщинам, которые мечтают, чтобы избранник сидел у их ног, не сводя влюбленного взгляда. Ей не интересно, чтобы мужчина был рядом с ней — ей намного более важным представляется быть рядом с ним (а он должен идти своим, лишь ему предназначенным путем). Его лавры, успехи, победы, героизм и хоть бы даже посмертная слава и есть то, что питает ее огонь. Ей интересно быть женщиной незаурядного мужчины, поэтому рядом с ней почти любой рискует стать незаурядным. Она может простить практически все, кроме посредственности.
Королева Жезлов — добрый и верный друг, женщина, на которой можно жениться (для мужчины практически всегда является сигнификатором верного выбора спутницы жизни). Ей свойственны теплота сердца, честность, открытость, страсть и преданность, минимум собственнических чувств, благожелательность и понимание. В пространстве этого Аркана оживает старая истина, что хороший супруг (или супруга) – это, прежде всего, добрый друг, это человек, с которым рядом не страшно состариться. С Королевой Жезлов рядом состариться будет еще и не скучно! Тут можно ожидать, что выход на пенсию будет отмечен прыжком с парашютом, а золотая свадьба встречена «там, где еще никто ни разу не бывал». Ревность Королевы Жезлов носит не столько чувственный, сколько чисто психологический характер – она любит царить и задавать тон, и с трудом переносит явный интерес и восхищение партнера кем-то или чем-то, с чем ей по каким-либо причинам трудно тягаться или сравниваться.
Королева Жезлов воплощает собой архетип гетеры, светской львицы, женщины – вдохновительницы. Дети обычно имеют для нее второстепенное значение и не являются самоцелью. Ее искренне заботят такие устремления, как достижения, индивидуация, рост. С точки зрения «женских» стихий воды или земли ее страсти не кажутся «всамделишными» для женщины, однако Королевой Жезлов управляет чисто мужской импульс Огня.
В общем и целом Королева Жезлов любит психологически зрелые и вдохновляющие отношения, взаимную заинтересованность, равенство и психологическую оправданность связи (во всяком случае, быть пассивной жертвой мужа-алкоголика и соображений «где ж я другого такого найду?» она себе уж точно не позволит, и тех, кто позволяет, в глубине души никогда не поймет).
Королева Жезлов напрямую связана с энергией кундалини, а потому обычно описывает полноту жизненных сил, хорошее здоровье, высокий тонус, отличный иммунитет, жизнеспособность.
Как индикатор болезни, подобно прочим Жезлам, может указывать на воспаления и процессы, происходящие с высокой температурой, лихорадку, выгорание и, дополнительно, на маниакально-депрессивные состояния.
Да, при вашей инициативе.
Дама Жезлов олицетворяет женскую сторону стихии огня. Она символизирует радость жизни и жажду счастья в такой степени, что это может вылиться в чистую жажду наслаждений, в самую расточительную трату душевных сил. Но в целом женская сторона огня выражает глубочайшее доверие себе, своей самобытной природе, своей внутренней силе. Королева Жезлов освоила самосознание до такой степени, что это привело к трансформации ее существа.
Королева Жезлов описывает наиболее полное развитие в женщине мужской по импульсу творческой силы. Ни в одной другой Королеве не проявлено столько чистого импульса желания, индивидуализма, независимости и самореализации, который опирались бы при этом на яркую харизму. Скипетр с цветком подсолнуха указывает на лучезарную натуру, высокий энергетический уровень и стремление быть в центре внимания, на оптимизм и жизнерадостность. Цветок в Таро вообще указывает на возрождение, радость жизни, человеческую душу. Подсолнечник говорит о соотнесении собственной личности с высшей творческой энергией – Солнцем. Посох (Жезл) Королевы в верхней части покрыт листвой, символизируя жизнь и оживление. Есть мнение, что форма выреза платья Королевы указывает на астрологический знак Овна. Черная кошка, изображенная на Аркане, намекает на магические знания, а также на своенравную и независимую натуру этой Королевы. Кошка может также указывать на темную (ночную) сторону любви (Венера в Овне находится в заточении). Львы, украшающие ее трон, свидетельствуют о большой власти и о силе принятых ею решений. Подобные египетским пирамидам горы, которые мы видим на карте – символ личностного роста и величия духа.
Этот Аркан символизирует набирающие силу процессы. «Водный» огонь этой Королевы говорит об интеграции инстинктов (огонь) в сферу чувств (вода). В пространстве этой карты совершается осознание того, что любовь, объединяя в себе сексуальность и духовность, является выражением нашей внутренней творческой воли. Она способна дарить восторг, стирающий все границы, делающий невозможное возможным (опыт, хорошо знакомый всем, кто влюблялся и понимал, что достать звезду с неба можно и нужно…). В мифологическом смысле Королеве Жезлов соответствует Афродита, огненное семя и океанская пена соответствуют символизму Воды и Огня, который несет эта карта. Ее духовная задача – объединить эти стихии и создать чрезвычайно личный образ мира.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — личность, подверженная перепадам настроения.
+ I. Маг — личность, действующая исключительно в своих интересах.
+ II. Верховная Жрица — личность, владеющая профессиональными знаниями.
+ III. Императрица — успешная личность.
+ IV. Император — успешная карьера и семейная жизнь.
+ V. Иерофант — искренность.
+ VI. Влюбленные — преданность в чувствах.
+ VII. Колесница — взять свою жизнь под свой контроль; стремление к независимости.
+ VIII. Справедливость — личность, стремящаяся к справедливости.
+ IX. Отшельник — энтузиазм, который никто не поддерживает.
+ X. Колесо Фортуны — принять вызов судьбы.
+ XI. Сила — нетерпимость.
+ XII. Повешенный — напрасная жертва.
+ XIII. Смерть — потерять смысл жизни.
+ XIV. Умеренность — придти в себя.
+ XV. Дьявол — жестоко обмануться.
+ XVI. Башня — потерять жизненные ценности; потерять себя.
+ XVII. Звезда — безграничная вера в себя.
+ XVIII. Луна — встретить соперницу.
+ XIX. Солнце — творческое удовлетворение.
+ XX. Суд — творческий подъем.
+ XXI. Мир — стать примером для других.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — творческое воодушевление; потенциальная возможность выразить себя.
+ Двойка Жезлов — творческое осмысление; корректировка планов.
+ Тройка Жезлов — оптимистичное начало проекта.
+ Четверка Жезлов — успешный проект.
+ Пятерка Жезлов — несогласованное сотрудничество.
+ Шестерка Жезлов — успешное продвижение.
+ Семерка Жезлов — безграничная вера в себя.
+ Восьмерка Жезлов — одобрение; новости от Королевы.
+ Девятка Жезлов — сдерживающий момент.
+ Десятка Жезлов — обреченный проект; покорение.
+ Паж Жезлов — впечатляющие новости.
+ Рыцарь Жезлов — поспешность; опасность выгорания как специалиста.
+ Король Жезлов — зрелый проект; согласованность и понимание.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — зарождение любви или материнство.
+ Двойка Кубков — помолвка.
+ Тройка Кубков — повышение по службе.
+ Четверка Кубков — не видеть дальше своего носа.
+ Пятерка Кубков — неосуществленный проект.
+ Шестерка Кубков — бывшая возлюбленная; счастливое стечение обстоятельств.
+ Семерка Кубков — сомнительные перспективы.
+ Восьмерка Кубков — завершение отношений.
+ Девятка Кубков — выигрышное положение.
+ Десятка Кубков — брак; совместная жизнь.
+ Паж Кубков — беременность; вынашивание планов.
+ Рыцарь Кубков — предложение от поклонника.
+ Королева Кубков — уверенность и понимание.
+ Король Кубков — пара.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — предприимчивость.
+ Двойка Мечей — невозможность оценить последствия.
+ Тройка Мечей — развод.
+ Четверка Мечей — отпуск.
+ Пятерка Мечей — поражение.
+ Шестерка Мечей — переезд; уход.
+ Семерка Мечей — изобретательность.
+ Восьмерка Мечей — боязнь.
+ Девятка Мечей — плохие предчувствия.
+ Десятка Мечей — разрушенные перспективы.
+ Паж Мечей — укоротить амбиции; охладить пыл.
+ Рыцарь Мечей — открытое противодействие.
+ Королева Мечей — столкнуться с лицемерием.
+ Король Мечей — противодействие со стороны могущественного человека.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — финансовая поддержка.
+ Двойка Пентаклей — суета по поводу финансов.
+ Тройка Пентаклей — использование своих талантов.
+ Четверка Пентаклей — дама с крепкой хваткой.
+ Пятерка Пентаклей — деморализованная дама.
+ Шестерка Пентаклей — новые возможности в бизнесе.
+ Семерка Пентаклей — ожидание результатов в бизнесе.
+ Восьмерка Пентаклей — трудолюбивая дама.
+ Девятка Пентаклей — уверенная в завтрашнем дне; финансово обеспеченная дама.
+ Десятка Пентаклей — член семьи.
+ Паж Пентаклей — исследователь.
+ Рыцарь Пентаклей — последовательно идти к своей цели в карьере.
+ Королева Пентаклей — уверенная и деловая женщина.
+ Король Пентаклей — пара: уверенная женщина и деловой мужчина.