ТРИПЛЕТ ТАРО — «МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ДЕЙСТВИЯ»
Этот вариант триплета хорош для анализа отношений между людьми, будущих поступков людей, отношения человека к событию/вещи/факту и его последующих действий, и т.п. ситуаций.
Следует иметь в виду, что данный расклад — как бы срез событий в настоящем времени. Вам следует подождать, пока человек переменит мнение (например, сейчас он(а) сердится, но остынет), либо предпринять определенные шаги по улучшению ситуации, и посмотреть далее ситуацию в динамике.
Не забывайте, что мысли и чувства формируют само действие, и совершенно не обязательно мысли предшествуют чувствам (и наоборот), это зависит от характера человека: у кого-то возобладают эмоции, а у кого-то — логика.
Схема триплета «Мысли, чувства, действия»
1. Мысли — что думает человек о том, о чем Вы спросили (человек, ситуация, вещь и т.д.).


2 ЖЕЗЛОВ
Традиционно существуют два практически противоположных толкования: одно связывает эту карту с «инициативой и уверенностью», другое с «нерешительностью и равнодушием», одно говорит об удаче и могуществе, другое – о несчастье и крахе. Одно из объяснений этой противоречивой традиции приведено в разделе, где рассматривается глубинное значение Аркана. В любом случае по поводу этой карты каждому пригодятся его личные наблюдения.
Наиболее позитивное толкование карты – гармония между достижениями прошлого и замыслами на будущее. В позитивном карточном окружении Двойка Жезлов может трактоваться традиционно – как завоевание и власть, карт-бланш в обретении силы. У вопрошающего достаточно власти, влияния и ресурсов, чтобы осуществить все задуманное. Следует добавить, что Старшими Арканами, созвучными Двойке Жезлов, считаются Маг, Император, Солнце и Колесница.
Довольно распространено также мнение, что Двойка Жезлов предвещает приход (появление) чего-либо неожиданного. Готово случиться что-то, чего вопрошающий не допускал в своих планах. Непредвиденные препятствия или проблемы, какое-то «не ждали». Вкупе, например, с Луной, это понятно – какой-то неучтенный, назамеченный фактор себя обнаружит. По меньшей мере, он удивит, в худшем случае – серьезно осложнит дело. Это может быть, например, неожиданное противодействие со стороны людей, от которых оно не ожидалось, обнаружение существования каких-то правил, о которых никто не знал и так далее, подсказку могут дать другие карты.
Позитивное окружение Двойки Жезлов может предвещать неожиданное, но приносящее выгоду стечение обстоятельств.
Чаще всего эта карта указывает на присутствие новой возможности, по поводу которой вопрошающий колеблется – воспользоваться ей или нет. Ей сопутствует нерешительность и неопределенность. Иногда карта реагирует на людей, которые решают, где им быть в чисто географическом смысле.
Еще одно обыкновенное значение этой карты – порог, распутье, какой-то жизеннный перекресток. Из-за потери дальнейшей мотивации для новых действий трудно принять решение. Человек оказывается на пороге чего-то, куда-то являясь или откуда-то уходя, и им владеет нежелание делать следующий шаг в выбранном направлении. Это как если бы он смотрел на бурлящий поток, в который ему надо войти, нога вроде уже занесена, но делать этот шаг совсем неохота и человек с радостью еще постоял бы на берегу.
Этим «порогом» может быть какое-то дело, на которое человек никак не может решиться, поскольку ему не хочется этим заниматься, или отношения, в которые ему не особо охота вступать. Как пишет Банцхаф, «вялое заявление о своих намерениях при отсутствии искреннего желания действовать».
Двойка Жезлов может сигнализировать о трудностях с выбором, принятием решения. Причем проблема состоит в том, что ни одно решение не нравится человеку, не устраивает его по-настоящему (отсюда видимый «нейтралитет», «робость», «малодушие» и т.п.). Оттягивание окончательного ответа. Иногда карта указывает на то, что решение не так уж важно, на самом деле от этого выбора почти ничего не зависит.
Есть также мнение, что Двойка Жезлов означает, что задуманное вполне достижимо, однако потребует серьезных усилий и времени. При этом задуманное обычно относится к области интеллектуального или творческого труда – написанию диссертации, завершению работы над книгой, пьесой, картиной, проектом, планом и тому подобным.
В традиционных толкованиях репутация у карты негативная: ссора, скандал, противоречие, несовместимость. Расставание, потеря близкого человека, отъезд или отсутствие чего-либо или кого-либо, отсюда грусть, печаль, скорбь, сожаление.
Окружающие карты могут помочь определиться с направлением толкования.
Творческий полет задержан. «О, муза, где ты?»
Некоторые авторы подчеркивают высокоэнергетические характеристики этой карты, и хотя на данный момент они кажутся нам сомнительными, мы их все-таки упомянем. Это личная сила, поток активности и мирских желаний, ощущение всесильности, твердость и смелость, мужественность, решительность, воинственность, однако нетерпеливость и недостаток выносливости. Напор, демонстрация деловых качеств, убеждение людей в своих талантах. Может быть, у кого-то Двойка Жезлов проявляется именно так. Ее наилучшее значение — добрые намерения, вера в успех вынашиваемых планов, ожидание результатов своих действий.
По нашим наблюдениям, она чаще описывает все-таки другие состояния. Человек стоит в стороне от происходящего, поскольку не очень себе представляет, как ему сейчас действовать. Им владеет желание держаться от всего подальше и он не стремится принимать решения, потому что у него ни к чему не лежит душа. Недовольство тем, что происходит. Ощущение досады, отсутствие счастья. Чем-то это похоже на тоску Четверки Чаш, но разница есть. На Четверке Чаш человек не видит, что составляет его счастье. На Двойке Жезлов он видит все, но то, что он видит, не делает его счастливым…почему-то.
Традиционно Двойка Жезлов – показатель сильной влиятельной персоны, властелина, «завоевателя и достигателя», очень реализованного человека, обладающего большими возможностями. Он ничему не позволил взять над собой верх, ему море по колено и весь миру ног, но….в данный момент он сам от себя устал и сам себе не очень интересен. Как на прежней стадии равития ничто не могло отвлечь его от выполнения намеченного, так теперь ничто не может его вернуть к этому.
Это человек, который знает и испытал все это – горение и силу воли, желание бороться и готовность рисковать, яростное продвижение вперед и спонтанное самовыражение (и может быть даже опрометчивую агрессивность и демонстрацию своей силы), но…в данный момент сила потока ослабела и никакого желания лезть на рожон у него нет. Это карта неожиданного внутреннего блока (именно так люди обычно переживают утрату энтузиазма, вдохновения и вкуса к жизни). Иногда – мысль витает «где-то там», разыскивая нечто утраченное в параллельных пространствах.
По Двойке Жезлов проходит постоянно сохраняющееся напряжение, в котором скрыто неопределенное внутреннее страдание. Воля балансирует между творческим и разрушительным импульсом, а также между подавлением и запретом – и выгоранием и агрессией. Банцхаф и Акрон подчеркивают спонтанное волеизъявление, состояние, в котором человеку важнее выразить свою силу, чем достичь конкретной цели. В результате он выбирает (без всякой стратегической мысли) новые пути, на которых его ждет что-то интересное, хотя и чреватое разрушениями. Это вариант «есть упоение в бою» — человек вступает в перепалки и конфронтации ради удовольствия, ему просто нужен какой-то «экшн». Это значение больше чувствуется в системе Кроули.
Человек Двойки Жезлов остается индивидуалистом, что с ним не делай. Он не особенно прислушивается к чужому мнению и всегда поступает по-своему. С ним трудно быть рядом, поскольку по натуре это диктатор, Solus Rex Incognito. Бессознательно он всегда смотрит на окружающих свысока и при том не особенно внимательно. Более подробное объяснение этого феномена – в следующем разделе.
Расширение круга профессонального общения, деловые встречи, сотрудничество, обретение единомышленника. Это хороший и честный бизнес-партнер. Даже если он не особенно опытен, он надежен.
Ключевая проблема этой карты – увязка цели и средств, а также соответствие занимаемой должности. Нехватка энергии и настойчивости, необходимость реализовывать задуманное, преодолевая трудности. Тут нужна твердость и смелость. Беда в том, что настроение Двойки Жезлов больше располагает сидеть, сложа руки, нежели бороться за воплощение своей мечты. Тут бывает трудно даже просто определить цель, задачи, область действий. Но пожалуй как раз с этого и надо начать.
Необходимость выбирать между двумя предложениями, ни одно из которых по-настоящему не вдохновляет. Профессиональная задача, не вызывающая особого энтузиазма (вопреки тому, что задание может быть вполне интересным).
Отстраненность, некоторое депрессивное равнодушие к дальнейшим достижениям. Индифферентность (вплоть до летаргической), апатия, потеря жизненной энергии, желание держаться в стороне от потока событий. Отсутствие решительных действий, никак не вдохновиться и не собраться, есть какое-то дело, к которому не лежит душа.
Эта карта также описывает проблемы лидера, который должен согласовать свои амбиции с социальной реальностью, с окружением. В лучшем случае — конструктивный компромисс, в худшем – борьба за власть.
В окружении негативных карт — провал предприятия.
Строительство, успешное решение квартирных вопросов.
Необходимость проявлять самостоятельность в решении денежных вопросов – карта толкуется как особое предупреждение «не продаваться», не стремиться получить поддержку ценой собственного достоинства и убеждений.
Если Тройка Мечей – это сердце разбитое, то Двойка Жезлов – сердце холодное.
Это не исключает ни свиданий, ни сексуальной близости, но…. Она говорит о безразличном отношении, отсутствии настоящего интереса к партнеру. Иногда это – просто временное охлаждение, «отдых» психики от периода страстного увлечения (по Тузу Жезлов). Самый типичный вариант, пожалуй, на который указывает Двойка Жезлов – человек стоит на пороге новых отношений, которые на самом деле не очень-то его вдохновляют. Как будто нет причин отказывать, но в то же время нет причин соглашаться.
Отстраненная, нейтральная позиция при внутреннем напряжении (особенно если дело касается наличия двух партнеров одновременно, двух противоречащих друг другу сил и импульсов). Карта нередко выпадает в период напряженности в каком-то «треугольнике». Ситуация не устраивает, но на внешнем плане человек совершенно индифферентен, потому что не представляет, что можно сделать для ее исправления. Результатом становится самоустранение, видимый нейтралитет, причем выглядит так, что человек твердо намерен находиться именно на этой позиции.
Это не означает, что человеку все равно, просто само наличие третьего всегда вызывает отток энергии, переживаемый как безразличие к партнеру, как апатия и потеря всякого вдохновения. Бывает и так, что ни один их партнеров по-настоящему не нравится, оттого нет желания «выбирать» и принимать какие-то «решения». Вероятно, отсюда традиционные толкования Двойки Жезлов – «пустые слова, ненадежные обещания». Также — неудача в браке, партнерство, не приносящее счастья и удовлетворения.
Впрочем, некоторые авторы видят эту карту совершенно иначе. Например, Банцхаф и Акрон подчеркивают стремление и готовность к завоеваниям, «желание взять то, чего никто не может дать – то есть, все и сразу», и вообще позицию идеалистически настроенного эгоиста, который видит во всем лишь самого себя.
Считается, что карта символизирует скорее творческое сотрудничество, в котором партнеры вдохновляют друг друга. Однако когда речь идет об интимных отношениях, Двойка Жезлов проявляет себя тогда, когда им заметно недостает эмоциональной насыщенности (так могут общаться коллеги, но не любовники). Отношениям недостает тепла, «искры», глубины…чего-то важного. Сексуальное недовольство, интимные разочарования.
В лучшем случае это брак, основанный в равной мере на расчете и взаимном уважении.
Одно из традиционных толкований сообщает, что на этой стадии партнеры должны преодолеть страх и как-то обозначить свои намерения, заложив тем самым фундамент развития отношений.
Послеродовая депрессия. Начало профессионального выгорания.
Агорафобия (боязнь открытых пространств).
В аллегорическом смысле на Двойке Жезлов изображен так называемый «плач Александра» («Когда Александр оглядел пределы своего царства, то зарыдал, ибо больше завоевывать было нечего»). Ты получил все, чего хотел, но чувствуешь не столько радость, сколько упадок духа по этому поводу.
Эта аллегория хорошо помогает понять кажущиеся туманными и противоречивыми описания Двойки Жезлов: «явный успех, который обернулся разочарованием», «богатство, удача и могущество, которые не приносят счастья». Символически карта говорит об огромной силе, одновременно созидательной и разрушительной (вроде создания огромной империи — но какими средствами и какой ценой!).
Во времена Туза Жузлов человек неистово преодолевал любые препятствия, остановить его могла только пуля в сердце (и то не факт), но в настоящее время эта безудержная жажда продвижения и достижения обернулась выгоранием. Эта не назовешь прямо-таки состоянием «у разбитого корыта», но….это корыто скорее где-то внутри, и оно там дало трещину. Банцхаф пишет по этому поводу: «Печаль и потеря жизеннных сил у того, кто сумел достичь всего желаемого, но уже не находит в себе решимости на новые действия». Это кажется странным, потому что Двойка Жезлов – это все-таки самое начало Пути этой масти! Откуда, с чего? Как можно устать от достижений, сделав лишь первый шаг? Как и во всех остальных случаях, чтобы понять смысл карты, надо вспомнить, что ей предшествует и что следует за ней.
Урок, о котором говорит этот Аркан, состоит в том, что Туз Жезлов – это ОЧЕНЬ большая энергия, огромный поток. И когда этот запал себя исчерпывает, человек на какое-то время ощущает слабость и растерянность. «Ну, и? Что дальше-то делать?» Огромной силы смыслообразующий и упорядочивающий порыв (Туз Жезлов) иссяк. Прежде чем ты сможешь вдохновиться новыми перспективами (Тройка Жезлов), тебе предстоит пройти стадию Двойки Жезлов, когда сердце ни к чему не лежит.
Двойка Жезлов толкуется также как тюрьма собственных завоеваний и приобретений. Очень много всего, достиг всего, чего желал, империя жизни огромна…что дальше?
Трение полярных сил. Считается, что духовное испытание, символизируемое этой картой — это умение соотноситься с другими людьми. В той специфической картине мира, где собственно мир – это что-то, лежащее у твоих ног, другой человек и его чувства обычно все-таки никак не воспринимаются и не рассматриваются. Их просто трудно заметить, тут сердце должно одновременно превратиться в бинокль и микроскоп. Поэтому на уровне социума Двойка Жезлов символизирует человека с ярко выраженными идеями, желаниями, амбициями, который вынужден искать компромисс с другими людьми, наделенными своими идеями, желаниями и амбициями.
По поводу астрологический соответствий : «Первая декада Овна символизирует собой движение из глубины на свободный простор — яростное, готовое преодолеть все препятствия и неудержимо стремящееся к победе. Этой декадой так же, как всем знаком Овна в целом, правит Марс, а огненный импульс, отражая суть этого знака, является символом всякого начала. Но порыв этот — еще не окрепший и не защищенный, а потому уязвимый: и к существующему миру он еще не адаптировался.
Это новая роль, для которой еще не написан сценарий. Это неуверенность в новом положении из-за разрыва со старым опытом, ослепление собственным порывом из-за неумения видеть себя со стороны. Поэтому для принятия нового правильного решения важна — опора на прошлые достижения. Обращаясь к образному пути, который проходит в своем развитии Идея, на уровне Двойки Жезлов она (Идея) как бы набирает силу, расширяется. Она вот-вот отделится от Творца и будет осознана».
В оккультном смысле карту можно трактовать также как порог между жизнью и смертью, портал, врата, ведущие в иной мир, обновление через разрушение. С этим могут быть связаны и такие редкие ее толкования как праведный гнев, бунт против ограничений.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: на время отойти в сторону, сохраняя за собой нейтральную позицию, и не принимать окончательное решение до тех пор, пока не будет настоящей уверенности в том, что оно верно. Тогда определиться с тем, какие цели надо преследовать в первую очередь и преобразовывать напряжение в воодушевление и обдуманные действия.
Предупреждение: не медлить слишком с принятием решения.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — случайный выбор.
+ I. Маг — затягивание процесса.
+ II. Верховная Жрица — выведать секрет.
+ III. Императрица — обдумать происходящее; побыть на природе.
+ IV. Император — принять нейтральную позицию в семье или на работе.
+ V. Иерофант — обдумать свои позиции.
+ VI. Влюбленные — параллельные отношения.
+ VII. Колесница — интриги за спиной.
+ VIII. Справедливость — отмахнуться от разумных доводов.
+ IX. Отшельник — упустить возможность.
+ X. Колесо Фортуны — открытие новых перспектив.
+ XI. Сила — отыскать слабое место.
+ XII. Повешенный — затянувшееся бездействие, ожидание.
+ XIII. Смерть — план реструктуризации.
+ XIV. Умеренность — ангел за спиной.
+ XV. Дьявол — замыслить нечто опасное.
+ XVI. Башня — крушение планов; сомнительные перспективы.
+ XVII. Звезда — поиск новых горизонтов; сверить планы с гороскопом.
+ XVIII. Луна — туманные перспективы; туманные перспективы; держать планы в секрете.
+ XIX. Солнце — ясные планы; вдохновляющие перспективы.
+ XX. Суд — проволочки с вынесением решения.
+ XXI. Мир — принять окончательное решение; решить вопрос в географическом смысле.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — отдаться творческому воображению; выбрать направление творческого развития.
+ Тройка Жезлов — расширение кругозора.
+ Четверка Жезлов — выбрать дом, школу, вуз; продумать детали некоего торжественного события.
+ Пятерка Жезлов — давление окружающих на принятие решения.
+ Шестерка Жезлов — пойти за большинством; выбрать выигрышный вариант.
+ Семерка Жезлов — направление, сулящее немалые трудности.
+ Восьмерка Жезлов — выбрать направление.
+ Девятка Жезлов — тяжкий путь познания.
+ Десятка Жезлов — бесперспективный проект.
+ Паж Жезлов — заняться изучением.
+ Рыцарь Жезлов — скоропалительное решение; вспышка вдохновения.
+ Королева Жезлов — взять власть над собственной жизнью; следовать совету матери.
+ Король Жезлов — стать творцом.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — присматриваться к объекту любви.
+ Двойка Кубков — изучать контракт; планировать совместное будущее.
+ Тройка Кубков — планирование торжественного события.
+ Четверка Кубков — подозревать.
+ Пятерка Кубков — зацикленность на неприятном.
+ Шестерка Кубков — жить прошлым; взгляд назад.
+ Семерка Кубков — строить сомнительные планы.
+ Восьмерка Кубков — поиск себя; возможность путешествия.
+ Девятка Кубков — мечтания; поиск счастья.
+ Десятка Кубков — планирование совместного путешествия; совместные планы.
+ Паж Кубков — изучение предложения.
+ Рыцарь Кубков — новые возможности.
+ Королева Кубков — планы относительно Королевы.
+ Король Кубков — планы относительно Короля.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — анализ.
+ Двойка Мечей — мучительная нерешительность.
+ Тройка Мечей — разрыв.
+ Четверка Мечей — планирование отпуска; поиск места отдыха в географическом смысле; вести наблюдение.
+ Пятерка Мечей — крушение планов.
+ Шестерка Мечей — прокладывать маршрут; искать спасения.
+ Семерка Мечей — скрывать свои планы; избегать намеченного.
+ Восьмерка Мечей — ограниченные возможности; узкий кругозор; не входит в планы.
+ Девятка Мечей — предчувствие беды.
+ Десятка Мечей — несбывшиеся планы.
+ Паж Мечей — нетерпение и скоропалительность в процессе планирования.
+ Рыцарь Мечей — безрассудные планы.
+ Королева Мечей — расстаться с прошлым; принять независимый образ жизни.
+ Король Мечей — рациональное планирование.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — вынашивание финансовых планов; финансовая перспектива.
+ Двойка Пентаклей — финансовые затруднения.
+ Тройка Пентаклей — перспектива профессионального развития.
+ Четверка Пентаклей — вынашивание планов финансовой безопасности.
+ Пятерка Пентаклей — безнадежные планы; потеря финансовых перспектив.
+ Шестерка Пентаклей — перспективы финансовой помощи.
+ Семерка Пентаклей — отсрочка планов; оценка эффективности вложений.
+ Восьмерка Пентаклей — поиск работы.
+ Девятка Пентаклей — оценка прибыли.
+ Десятка Пентаклей — семейный бюджет; семейные планы.
+ Паж Пентаклей — планирование нового проекта; оценка шанса; размышления относительно получения образования.
+ Рыцарь Пентаклей — прокладывать маршрут.
+ Королева Пентаклей — планы относительно некой практичной Дамы.
+ Король Пентаклей — планы относительно делового человека.
2. Чувства — какие эмоции испытывает человек по отношению к определенному человеку (предмету, ситуации и т.п.)


ПАЖ МЕЧЕЙ
Как и все Пажи, Паж Мечей указывает на получение неожиданного известия. В соответствии с его мастью, скорее всего это будет именно «информация к размышлению». Пожалуй, именно по Пажу Мечей Штрилиц получал свои незабвенные шифровки («Юстас Алексу…»). Кстати, в старину Паж Мечей тесно ассоциировался с разведчиками, лазутчиками и секретными шпионскими миссиями. Понятно, что в сочетании с неблагоприятными картами, вероятнее всего, придется иметь дело со скверным известием. Оно может быть не столько значимым, сколько именно скверным и психологически неприятным, вроде известия о чьей-то лжи, пущенной сплетне, мелкой подставе. Эта информация может переживаться как серьезный «плевок в душу» или как «мелкие брызги» — все равно приятного мало, так как в данном случае это явно будут не брызги шампанского. Преобладающая масть расклада может подсказать, кто и из-за чего ищет ссоры.
Традиционные значения Пажа Мечей – наушник и соглядатай, ложный друг, предатель, двойной агент, ненадежный человек. С современной точки зрения его появление в раскладе означает, что за вопрошающим кто-то внимательно наблюдает. Эта карта также указывает на вероятность развязывания конфликта. Это вестник критического, враждебного импульса. Он может намекать, что ситуацию трудно прояснить из-за обилия негативной информации, напрямую не относящейся к делу (так разводящимся супругам бывает трудно договориться по банальным практическим вопросам).
Впрочем, есть типы раскладов и вопросов, где его появление можно лишь приветствовать. Один из несомненных плюсов Пажа Мечей – активность и мобилизованность. Это определенно не карта беспомощности или сидения сложа руки. Паж Мечей берется за дело, думает о том, как добиться своего, вступает в спор, вооружается, ищет подмогу в лице своих символических «меченосных» родственников…словом, что-то предпринимает. Он всегда «в теме», «в деле», «в струе». Если надо, что называется, «подсуетиться», то никто не сделает это лучшего него. Если нужна способность быть настороже и сознавать опасность – тоже хорошо. Как и все Мечи, он предлагает прояснить ситуацию. Как у всех Мечей, его меч обоюдоостр – он несет ясность с одной стороны, и конфликт с другой. В сочетании с благоприятными картами, означает некую свежую струю, благодаря которой нам вдруг открывается истинный смысл происходящего, и даже самое запутанное дело становится простым и понятным. Чаще всего это, однако, происходит через столкновение, резкий разговор.
Эта карта предлагает поработать головой. В настоящий момент есть все основания судить о проделанной работе или о свершившемся действии, на которое указывают последующие карты. Результаты уже проявились, их надо увидеть и оценить. Паж Мечей любит отмечать ситуации, где что-то делается в слишком большой спешке.
Младший брат Рыцаря Мечей, Паж Мечей тоже может быть описан как занятный и несносный. Это достаточно хитрая и смелая личность, активно действующая в своих интересах. Ему свойственна проницательность вплоть до излишнего любопытства. Его стародавняя аттестация — умный, вероломный, злорадный, способный причинить вред вопрошающему (даже если ты ему не враг, он сделает нечто, гарантирующее вражду). В отличие от старшего брата, он не готов еще раздавить каждого, кто встанет на его пути – просто сил не хватает.
Обычно Паж Мечей — человек, которому до всего есть дело. У него столько жизненной энергии, что он, не задумываясь тратит ее как на себя, так и на других (разумеется, не спрашивая этих «других», хотят ли они такого вмешательства в собственную жизнь).
Обычно Паж Мечей представляет молодого человека (независимо от пола), который открывает для себя окружающий мир и пытается понять законы, по которым тот живет. Он еще наивен, неискушен, часто он где-то учится и, скорее всего, занимает зависимое положение. Иногда это просто инфантильный человек, воспринимаемый как «подающий надежды». Обычно возбуждает в других материнский или отцовский инстинкт, и многие люди охотно ему покровительствуют (нередко, что называется, на свою голову). В лучшем случае Паж Мечей излучает очаровательное лукавство, остроумен, ловок, грациозен, находчив. Ему не надо долго готовиться, продумывать, решаться и собираться с силами, чтобы что-то сказать, предложить, ответить.
Как и Паж Чаш, Паж Мечей может быть внимательным слушателем. Поскольку он производит впечатление человека информированного и разбирающегося, люди нередко доверяются ему, рассказывают и своих трудностях и интересуются его мнением. Очень может быть, что он верно оценит ситуацию и даст неглупый совет…которому окажется неприятно следовать. При этом он никогда не забудет, кто, что, о чем и почему ему рассказывал и обязательно прикинет, как этим можно воспользоваться, если не прямо сейчас, то когда-либо в будущем. В голове у Пажа Мечей, истинного слуги своего меченосного двора, непрестанно совершенствуется «сеть» данных об окружающих, их делах, затеях и взаимоотношениях (фейсбук тоже создал студент Гарварда). Паж Мечей – не мечтатель. Он находится в режуще плотном контакте с действительностью…как он ее видит. В этом его кардинальное отличие от Пажа Пентаклей, который действительно в контакте с реальностью как она есть. Паж Мечей проницает, подозревает, осмысляет, моделирует происходящее (кто, с кем, зачем и почем), он складывает реальность как конструктор, и не прочь при случае продемонстрировать, что сложил. В глубине души, он детски гордится своими конструкциям, которым пока еще не хватает остроты и блеска, свойственного старшим Мечам. Его достижения отличаются от достижений Короля Мечей ровно в том мере, в какой остроумный твит на злобу дня – от хорошо разработанной научной теории. Однако и пажеский твит может снискать немалую популярность при дворе, и подданных, которые его прочтут, может оказаться в разы больше чем тех, кто хорошо разбирается в теории Короля.
Инстинктивно этот персонаж ведет себя как «прилипала». Он примыкает к власти в надежде слиться с ней и изображает дружбу, пока это соответствует его интересам. По натуре задира, придира и хам, мастер уничижительных замечаний и недружелюбных поддевок, Паж Мечей, тем не менее, способен сыграть роль льстивого подлизы, если усматривает в этом прямой профит. На него нельзя положиться как на друга («Против кого дружим?»). Это порядочный хамелеон и блестящий сплетник – он умеет выбирать место, время и корреспондента. Даже если сплетня вертится у него на языке, он еще подумает, где, кому и когда ее обронить с максимальным эффектом. По сути, самая большая опасность, которая связана с Пажом Мечей – это его недооценка. Из-за его молодости кажется, что он не обладает силой и способностью причинить вред. При нем болтают, не задумываясь и не беря его в расчет из-за того, что он подросток или нижестоящий. Так генералы, блюдущие секретность с полковниками, могут высвистать между собой военную тайну в присутствии денщика, потому что не считают его сколько-нибудь значимой птицей. Однако клюнуть в заповедное место эта птица может весьма ощутимо. Паж Мечей любит проверять свои способности, мечтает о короне своих символических родителей и о коне старшего брата, он как никто иной умеет опираться на других, сливать информацию тем, кто повлиятельнее, и с их же помощью подстраховываться на случай, если его уличат. Зачем он все это делает? Ради ненаучного эксперимента. Все Мечи по духу своему исследователи и экспериментаторы. Сработает ли схема? Какой будет реакция? Паж Мечей всегда с детским любопытством интересуется последствиями своих действий. Для него пропадет весь интерес, если он так и не узнает, что из этого вышло, чем закончилась партия и кто остался при своих. Он еще слишком мал, чтобы самому сесть за стол с козырями на руках, но путать карты другим игрокам ума у него хватает.
В старину считалось, что это карта адъютантов, послов, консулов, атташе, словом, сотрудников дипломатической службы, с хорошо подвешенным языком и потрясающей способностью выворачиваться из скользких положений. В то же время, и сам человек, обладающий подобным навыком, скорее всего, оказывается «скользким».
По Пажу Мечей проходят поиск информации и изложение своих планов, трезвый анализ фактов и, в том числе, принятие не самых приятных решений. Эта карта может описывать нервозную обстановку на работе, полную тревог, суеты, каких-то провокаций, инсинуаций и мелких интриг, которые больше пристали воспитанникам детского сада чем людям, которым есть чем заняться. По этой карте расцветают пышным цветом закулисные интриги, проходит борьба за положение, выяснение отношений, обмен колкостями, power games и всякие акции протеста типа бойкотов и «офисных революций». Нормальная работа уступает место пересудам и перемыванию косточек (выглядеть все это может и как «мероприятие по обучению персонала»). Кстати, Паж Мечей любит всевозможные новинки, модернизации, информационные технологии и внедрение в жизнь организации продвинутых приемов работы, коммуникации и управления данными.
Паж Мечей может описывать необходимость напрягать весь свой ум, чтобы противостоять конкурентам, а в худшем случае – много шума из ничего, безрезультативную деятельность.
Паж Мечей – толковый ассистент, который хочет чему-то научиться. Он стремится к безупречности, но еще не достиг ее. Хорошо подвешенный язык и умение схватывать на лету делают ценным сотрудником, хотя на его безграничную лояльность лучше не рассчитывать и доступ к секретам компании все-таки ограничивать.
Паж Мечей хорош для профессий, где требуется знание иностранных языков и умение быть в курсе постоянно меняющихся дел («как на бирже»). Мимо него не пройдет ни один беглый сигнал. Это карта расторопных ассистентов, незаменимых помощников, ловких порученцев. Паж Мечей может оказаться теле или радио-ведущим или специалистом по рекламе, распространению товаров и информации.
По ней проходят любые занятия, требующие быстрой реакции, холодности и сосредоточенности, четкого выполнения функций с минимумом эмоций. Он может описывать работу детектива, аудитора, врача-диагноста, так как любит «докапываться» и узнавать подробности. Его волнуют загадки, выслеживание, поиск, возможность что-то установить, обнаружить, открыть или разоблачить. В традиционных толкованиях фигурирует также как показатель художника. Паж Мечей любит наблюдать, следить, собирать информацию. Он может быть исследователем или ассистентом исследователя, студентом, журналистом, проводящим расследование, блоггером, который не лезет за словом в карман, переводчиком, стюардом, курьером, дорожным полицейским, досмотрщиком, охранником. Ему нравится вычислять, подсчитывать, разрабатывать схемы, и он может заниматься этим даже просто от нечего делать, среди рутинной работы, которая не предполагает никакой математики. Иногда он может довычисляться до чего-то похожего на статистические закономерности в этой самой рутинной работе, и тогда с удовольствием ее оптимизирует (или придумает способ обходить правила). Паж Мечей может указывать на амбулаторную хирургию, профессии, так или иначе связанные с использованием колющих и режущих предметов, также на авиацию, военное дело и разведку в низших их эшелонах, на полицию и судопроизводство.
Он также покровительствует занятиям боевыми искусствами и такими видами спорта, где большое значение придается ловкости, концентрации, продуманной тактике, всевозможным «схемам», контрприемам и «ходам» против соперника.
Совет карты: проявить бдительность, думать головой и держать кошелек ближе к сердцу. Паж Мечей практически одинаково действует в позиции «совет» и «предупреждение», ибо – предупреждает! И это как раз то самое «предупрежден – вооружен». Сигнализация должна быть поставлена, телефон «запаролен», выбитый чек просмотрен, электронный адрес дважды проверен, чем будет нажата кнопка «отправить». Еще один совет Пажа Мечей: упражнять аналитические способности, решать головоломки, заняться изучением чего-то нового, повысить эрудированность. Нередко совет вмешаться Пажом Мечей приводит как результат к Магу – ситуация обретает подконтрольность.
Ловушка карты: чрезмерное доверие собственным идеям, при том, что они поверхностны, незрелы и лишь отчасти охватывают суть дела.
Паж Мечей может указывать на соперника в любви, на сплетню или саму ситуацию возникших подозрений в неверности.
Паж Мечей может указывать на обострение старинных разногласий, а также на привычку проецировать на партнера свои проблемы («валить с больной головы на здоровую»). По духу своему Паж Мечей – это несчастливый, раненый ребенок, который, к примеру, раньше положенного повзрослел из-за развода родителей. Его эмоциональный мир оказывается пронизан холодными ветрами и выхолощен разочарованием в любви и близости еще о того, как он делает первый шаги в большую жизнь. Зато он прекрасно осведомлен о двуличии, неверности, обмане, жестокости, расставаниях и ультиматумах. Бессознательно (а иногда и сознательно) он готов именно к такому развитию событий, находится настороже и во всеоружии.
Паж Мечей не самый приятный партнер, умеющий портить отношения, ибо настроен на их разрушение, а не на созидание. Но у него острый ум и боевой характер, и в целом он жаждет развития. Ему случается думать об экзистенциальных вопросах, пусть в подростковом духе, и он ищет свою идентичность. При знакомстве Паж Мечей всегда оценивает эмоциональные риски. Причем делает он это чуть ли не путем математического расчета, прикидывая, чего от человека можно ждать и внося в формулу свои коэффициенты. Конечно, и он может просчитаться, но в общем и целом на мякине вздохов, стихов, жалоб на жизнь и мелкоромантических жестов его не проведешь. Он смотрит в корень, пусть пока еще не столь проницательно, как его «мечистые» родители. Его интересуют факты, поступки, дела и результаты, и именно по ним он дает оценку происходящему, причем очень быстро. Он презирает наивность и сентиментальность. Про него нельзя сказать, что он несчастлив в любви – просто как и Рыцарь Мечей, он обычно не знает, что это такое. Даже если ему случается о ней немало говорить (он вообще любит поболтать и «блеснуть» какой-нибудь насмешливой теорией), что значит ее чувствовать ему практически неведомо. Паж Мечей бывает завистлив и ревнив, но это обусловлено лишь страданиями его собственного эго – ему не нравится, когда кто-то обходит его или норовит отнять то, что он счел присвоенным. В любви он ведет себя так же, как при решении математической задачи (и, например, может взяться покорять на спор, за определенный срок). Его модель поведения в любви соответствует его модели рационального мышления. Стоит ли говорить, что пытаясь проанализировать и рационализировать движения своего сердца, он рискует перехитрить сам себя. Он попросту делает не тот выбор и потом расхлебывает последствия (иногда через развод, символизируемый в раскладах его символическими родителями – Королем и Королевой Мечей).
Как и все Мечи, Паж Мечей не переносит подавления. Причем настроен он более бунтарски и радикально, чем его символические родители, Король и Королева Мечей. Циглер пишет, что его «нет» любому подавлению – это лишь его «да» самому себе. Как и все остальные Мечи, Паж Мечей по-настоящему всегда верен лишь себе самому. И это, в общем, привлекает! Потребность в независимости, разумеется, часто заставляет его забывать, как важны чувства. Он способен причинять боль не только намеренно, но и сам того не сознавая.
В нем поразительно сочетаются уверенность и беззащитность, дерзость и целомудрие. Если его чувства все-таки затронуты, он способен на очень опрометчивые поступки и готов к любому бою. Наличие каких-то там соперников или соперниц, недовольных родителей и иже с ними и прочих препятствий его нисколько не смущает, а где-то даже и подзадоривает. В отличие от Рыцаря Мечей, он, возможно, и не будет отбивать любимую или любимого непосредственно кулаками, но сумеет, если что, так оболгать, ославить и хитростью «опустить» прочих претендентов, представив их в самом неприглядном свете, что в их сторону больше и смотреть не станут. Если ему запрещают с кем-то встречаться, то он переплывет моря, перелезет горы, перелетит в багажном отделении самолета… Из принципа. Хотя Пажу Мечей не чужд инстинкт самосохранения, его следующая стадия – Рыцарь Мечей, и забывать об этом не стоит. Паж Мечей – этот как раз тот тип подростка, который может из-за несчастной любви выброситься из окна или перерезать вены. Именно им хватает внутреннего холода и решимости свести счеты с жизнью.
В перевернутом положении традиционно означал болезнь, и в особенности сумеречное состояние сознания, временное помрачение рассудка, амнезию (потерю памяти в результате травмы), паранойю. Стремление видеть связи там, где их нет, приводит к тревожным иллюзиям и подозрительности. Именно перевернутому Пажу Мечей может показаться, что осенние листья летят за ним стайкой не случайно.
Паж Мечей (особенно перевернутый в комбинации с Луной) может указывать на трудности с речью, заикание, патологическую замкнутость и, в худшем случае, на суицидальные тенденции.
Каждый Аркан – это тайна и урок бытия. Здесь мы сталкиваемся с тем, что умному человеку враг даст больше, чем глупцу друг. Паж Мечей – это та дверь мудрости, проходя через которую мы учимся ценить своих недоброжелателей не меньше, чем поклонников, а к врагам относиться так же трепетно, как к друзьям. Потому что они нас учат. Потому что они открывают нам глаза на то, чего мы не хотим видеть, но должны, иначе нам не сделать шаг вперед. Оглядываясь на пройденный путь, мы можем обнаружить, что достигали большего именно тогда, когда нам противодействовали. Возможно, «стокгольмский синдром» не так уж парадоксален, как кажется на первый взгляд — интуитивно люди часто чувствуют, что те, кто третировал их, сделали для их развития и внутренней силы нечто поистине неоценимое, чего никогда не сделали бы те, кто их любит.
На карте изображен стройный и гибкий юноша, который с мечом в руке стоит на вздыбленной, бугристой земле. Он выглядит возбужденным и настороженным. Его окружают угрожающе клубящиеся тучи. В небе мечутся десять птиц, символизируя множество идей и отсылая нас к умственной «переполненности» и радикализму Десятки Мечей. Свой меч он держит, точно игрушку, и пока что – двумя руками (все прочие персонажи Мечей достаточно сильны, чтобы держать его одной рукой). Паж Мечей настороженно поглядывает по сторонам, готовый встретить и отразить нападение. Он ждет его почти с нетерпением, ибо знает ему цену. No pain no gain. Паж Мечей логичен и «металличен». В то же время в нем чувствуется дух иррациональности (достаточно взглянуть на его прическу и балетную позу). Современный мистик Пир Вилайят пишет, что Паж Мечей – это обретение болезненного понимания, ведущего к развитию. «Вы чувствуете, что ваше существо готовилось к этому моменту очень долго. Скорее всего, это был длительный инкубационный период, во время которого вы были недовольны собой, потому что сознательно ощущали огромное количество скрытых внутренних возможностей, которыми не могли пользоваться. И вдруг происходит слом барьеров сознания, и вы получаете к ним доступ».
Паж Мечей – это новорожденная мысль. Как любая мысль, она представляется себе божественной и бессмертной (и скорее всего, таковой является), а в силу своей детскости ведет себя заносчиво. Этой мысли пока еще неясно, что впереди – некий путь развития, и между тем, что она представляет собой сейчас и тем, к чему она придет спустя время, будет большая разница. Это мысль, которая пока что исчерпывает саму себя. Если исходить из старинной сентенции «чем больше я знаю, тем больше я не знаю», ибо по мере расширения круга познаний удлиняется и граница с неведомым, то Паж Мечей является центральной точкой «круга». Он подобен студенту, который уловил первые понятия нового курса, но пока не в силах даже примерно представить объем всего того, чего он не знает (и что он к экзамену теоретически должен будет узнать). В худшем случае, Пажу Мечей кажется, что он уже все знает и все понял. Природная сообразительность искушает его переоценивать свои способности и подменять знания догадками. По Пажу Мечей построено большинство современных информационных технологий, рассчитанных на массового пользователя (земной аспект воздуха в действии) – они предполагают интуитивное освоение, без долгого чтения инструкций, руководств по эксплуатации и тому подобного. Можно не знать. Как-нибудь сообразишь!
«Новорожденной» мысли при всем ее самомнении трудно удерживаться в стабильном положении. Ей претят рамки. Пажа Мечей нередко аттестуют как беспринципного приспособленца, в действительности же переменчивость его позиции и отношения – результат непрестанного анализа и пересмотра реальности. Он перестраивает картинку не раз в год, не по большим праздникам (то есть, жизненным кризисам), не по поводу нежданных событий, а постоянно. Большинство людей, раз затратив энергию на анализ ситуации и создание своего о ней преставления, в дальнейшем ни в какую не желают снова тратить силы на этот труд. В итоге они слывут людьми определенных взглядов и «твердых принципов». Паж Мечей перестраивает картину мира нон-стопом, в режиме реального времени, как это возможно лишь при молодости души. Соответственно, и его «принципы» подвержены постоянным обновлениям. В этом смысле на них не стоит полагаться — они в силе лишь до очередного апгрейда. Паж Мечей приспособится к новому порядку, новой религии, новому строю, новым социальным реалиям любого уровня. Естественно, это не вызывает симпатии у тех, кто за ним не поспевает и вообще «новое» не приветствует. Циглер пишет: «Когда интеллектуальное обновление (воздух) встречает реальность (элемент земли), алтари старых идеалов рушатся. Каждое изменение, каждый внутренний конфликт дает дым и пепел (плохие настроения). Однако дым скоро осядет, оставляя место для ясности». Паж Мечей решителен и агрессивен, когда сталкивается с практическими проблемами. Он дает им бой (то есть, кидается их решать) с тем большим азартом, чем больше в них несуразностей, противоречивости, парадоксальности, загадок. В худшем случае, в Паже Мечей проявляется негармоничный Марс, незрелые деструктивные выплески энергии (агрессивность, подростковая воинственность, амбиции, ощущение превосходства, жестокость, конфликтность и т.п.).
В то же время, как и все Фигуры мести Мечей, Паж Мечей служит царству ясности и истины. Он бунтует, конфликтует, разоблачает, ниспровергает, провоцирует, придирается, оскорбляет и выводит на чистую воду ради них – ясности и истины. У тех, кто это понял, или сам служит тем же идеалам, пропадает желание его придушить. В своем подлинном, высшем модусе его бунт – ценный, конструктивный и творческий. Циглер пишет, что Пажа Мечей можно сравнить с действиями Иисуса, выгоняющего ростовщиков из храма.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — ребячество; незрелость; замечание без злого умысла.
+ I. Маг — инновационный подход.
+ Верховная Жрица — самонадеянность; отвергать знания.
+ III. Императрица — отвергать опыт или результаты.
+ IV. Император — критиковать власть, начальство.
+ V. Иерофант — отвергать догмы.
+ VI. Влюбленные — ссора в отношениях.
+ VII. Колесница — добиваться своего путем раздувания конфликтов.
+ VIII. Справедливость — отвергать разумные доводы; мелкое правонарушение.
+ IX. Отшельник — ссоры, приведшие к одиночеству.
+ X. Колесо Фортуны — ухватиться за ускользающие возможности.
+ XI. Сила — поддаться гневу.
+ XII. Повешенный — бессмысленное «махание шашкой».
+ XIII. Смерть — ментальное обновление.
+ XIV. Умеренность — утихомирить гнев, ссору или критику.
+ XV. Дьявол — грязные сплетни; шпион, оборотень.
+ XVI. Башня — расстройство ума; помешательство.
+ XVII. Звезда — надежда, что идея получит свое развитие.
+ XVIII. Луна — паранойя; странные видения; сумеречное состояние ума.
+ XIX. Солнце — смелая идея, получит признания.
+ XX. Суд — посеявший ветер может пожать бурю.
+ XXI. Мир — информационные технологии, получившие признания; спорная идея, нашедшая отклик.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — подлить масла в огонь.
+ Двойка Жезлов — свежий взгляд на привычные вещи.
+ Тройка Жезлов — сложное партнерство.
+ Четверка Жезлов — конфликт в доме; провокации на работе.
+ Пятерка Жезлов — скандал; провокация.
+ Шестерка Жезлов — неприятная весть; разведка.
+ Семерка Жезлов — хамство; бесцеремонность.
+ Восьмерка Жезлов — подначивать; доставать.
+ Девятка Жезлов — подозрительный тип; прожженный проныра.
+ Десятка Жезлов — разоблачение.
+ Паж Жезлов — соперничество.
+ Рыцарь Жезлов — разъезд.
+ Королева Жезлов — конфликт с женщиной.
+ Король Жезлов — конфликт с мужчиной.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — раздражительность.
+ Двойка Кубков — ссора; выяснение отношений.
+ Тройка Кубков — интриган.
+ Четверка Кубков — вздорность.
+ Пятерка Кубков — враждебность.
+ Шестерка Кубков — ранящие воспоминания; эмоциональная боль.
+ Семерка Кубков — концепция.
+ Восьмерка Кубков — отброшенные отношения.
+ Девятка Кубков — бороться за счастье.
+ Десятка Кубков — семейный конфликт.
+ Паж Кубков — непонимание.
+ Рыцарь Кубков — недоверие.
+ Королева Кубков — вмешательство.
+ Король Кубков — конфликт с вышестоящим.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — критический настрой.
+ Двойка Мечей — интеллектуальная дуэль.
+ Тройка Мечей — злобная ссора.
+ Четверка Мечей — самокопание.
+ Пятерка Мечей — унижение.
+ Шестерка Мечей — новые открытия.
+ Семерка Мечей — избежать критики.
+ Восьмерка Мечей — самокритика.
+ Девятка Мечей — подозрения, лишающие покоя.
+ Десятка Мечей — поражение.
+ Рыцарь Мечей — столкновение.
+ Королева Мечей — ссора.
+ Король Мечей — игнорирование авторитета.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — выяснение отношений в финансовом вопросе.
+ Двойка Пентаклей — нетерпение из-за денег; нож к горлу из-за долгов.
+ Тройка Пентаклей — жесткий договор; принудительный контракт.
+ Четверка Пентаклей — жесткое наведение порядка.
+ Пятерка Пентаклей — финансовые потери из-за враждебности.
+ Шестерка Пентаклей — принуждение к помощи.
+ Семерка Пентаклей — недовольство вложениями.
+ Восьмерка Пентаклей — совать нос в чужие дела.
+ Девятка Пентаклей — материальная зависть.
+ Десятка Пентаклей — финансовые претензии внутри семьи.
+ Паж Пентаклей — расчет против практичности.
+ Рыцарь Пентаклей — подталкивание.
+ Королева Пентаклей — подозревать человека, ответственного за бюджет.
+ Король Пентаклей — конфликт с финансовым руководителем.
3. Действия — какие действия он планирует/может предпринять в настоящее время по отношению к человеку (ситуации, предмету и т.п.)


БАШНЯ
Неожиданность этих перемен? Самое странное, что Башня может быть вовсе не неожиданной! Ситуация, как нарыв, назрела давно. Это тот «конец света», которого ждали. Может быть даже очень ждали! Так что это не «неожиданность».
Освобождение? Опять же, Башня не будет эксклюзивным носителем этого смысла. Освобождение несут Суд, Солнце, Звезда…да и еще ряд карт.
И получается, что ключевое слово – «кризис». Или даже «криз». Взрыв или слом после предшествовавшего нагнетания. В определенном смысле это кара за то, что было до того. По ней происходит Изгнание Дьявола (предыдущий Аркан). Стародавнее название Башни – Дом Божий. Над этим стоит подумать. Это Дом Дьявола (так карта называлась в средневековой Италии), превращающийся под ударом небесной молнии в место присутствия Бога. По Башне идет освобождение от ложного, не способствующего развитию стремления, через разрушение того, во что человек верил и к чему сильно стремился. Происходит утрата достигнутого равновесия, опиравшегося на ложные основания. Башня – санитар эволюции, она исцеляет нашу жизнь от всего, что ее отравляет, разрушает застойные ситуации, мешающие росту. При этом удары судьбы могут показаться такими же трагичными и непостижимыми, как это видится ребенку, которого тащат к врачу удалять больной зуб. Мало кто воспринимает эти очистительные операции с восторгом, но они все-таки нужны.
Башня показывает, что стены, за которыми мы прятались (или что-то прятали), рушатся. Один период жизни сменяется другим, причем происходит это весьма стремительно, а потому небезболезненно. В самом простом смысле карта символизирует конец существующей ситуации под влиянием внешних сил, причем неожиданный и очень быстрый. Это может быть как просто реактивное наведение порядка по типу зачистки, так и тотальный развал существующей на сегодняшний день ситуации (по крайней мере, в области задаваемого вопроса). Башня вырывает человека из ограничивающих его обстоятельств, нарушает давно существующее положение вещей. Иногда это полностью соответствует ожиданиям и даже желаниям вопрошающего, так что Башня не всегда так уж плоха. Рядом с позитивными картами она сообщает о распаде существующего зла, предвещая конец черной полосы в жизни и избавление от тяжелого груза. Пора входить в будущее под грохот обломков прошлого.
Другое дело, если все это нисколько не соответствует ни ожиданиям, ни желаниям. Тогда это гром среди ясного неба, своего рода болезненное откровение, подрывающее самые основы, на которых мы стояли, коренная ломка прежних воззрений на жизнь. Важно, что сам «удар» наносится силами, с которыми не стоит и пытаться совладать. Еще один существенный момент – нет смысла заниматься восстановлением погибшего по Башне, это бесполезно.
На разных позициях расклада и в зависимости от ситуации Башня меняет свой масштаб и значение. Это могут быть и внешние разрушения, и внутренние потрясения. На будущее она скорее служит предупреждением, что то, что мы уже долго считаем стабильным и безопасным, может вдруг пошатнуться. Назревают коренные перемены, в воздухе пахнет грозой. В качестве индикатора прошлого она говорит, что отжившее рухнуло и не возродится. Иногда речь идет о внутренних вещах – закосневших убеждениях или жизненных принципах, а иногда мишенью становится что-то более осязаемое, но в любом случае по Башне разваливаются как раз те структуры и условности, которые мы уже превзошли. На самом деле старое ломается потому, что пришло время, уже зреет новое, что-то более творческое, живое и жизненное, а старое уже отжило, и реанимировать его – пустая трата времени и сил. Когда шок проходит, мы обнаруживаем, что избавились от балласта.
По Башне мы расчищаем мусор, выкидываем старое и ненужное, уничтожаем препятствия. Иногда она говорит о том, что мы находимся в крайне интенсивном процессе трансформации, нас что-то встряхнуло и потрясло, мы ощутили прорыв к чему-то важному, в нас освободилось место для чего-то нового. Мы горим какой-то идеей, чувством, желанием, ломаем одно, рвемся к другому, переживаем потрясение и освобождение. Это обретение внутренней истины, которая долгое время томилась в нас под спудом. Этот процесс подобен грому с ясного неба или реке, прорававшей плотину. Это может быть настолько мощное и яркое переживание, что «собрать» себя и обратиться к повседневной рутине почти невозможно (пресловутый «снос башни»).
Традиционные значения Башни – неожиданное расстройство и крушение планов, в худшем случае – полный провал, беды, страдания. Катастрофические изменения в делах вопрошающего, разрушение дома, дела, брака (в зависимости от темы вопроса и окружающих карт), иногда – заключение в тюрьму. В чисто бытовом смысле Башня часто означает конфликт, даже скандал, однако это гроза, после которой воздух становится чище. Возможно вовлечение в какие-то действия агрессивного характера, в трудные и/или опасные ситуации.
В редких случаях Башня предвещает триумф, но и тогда это скорее «пиррова победа», которая одерживается слишком дорогой ценой.
По Башне проходят непредвиденные разрушения, аварии, поломки, несчастные случаи, иногда — нападения. В глобальном масштабе она отражает войны, стихийные бедствия, взрывы, теракты, революции, крах режима, разрушение существующего порядка. Авиакатастрофы, кораблекрушения.
Считается, что Башня, появляясь в раскладе, определяет значение других карт в негативную сторону.
Скорее всего, человек в шоке. Он сражен наповал какой-то новостью или событием, и все, что он планировал прежде и на что надеялся, внезапно изменилось. Может быть, он решительно пытается освободиться от чего-то и выступает в роли разрушителя, но опять же, тому есть какая-то причина.
Башня – это стресс-тест, выявляющий все наши слабые места. Падение ошибочных убеждений под напором реальности, низвержение ценностей, которые обеспечивали нам уверенность в будущем и чувство защищенности (в эмоциональной сфере, профессиональной, финансовой…духовной, наконец). Образ Башни может означать структуры, с помощью которых человек пытается оградить себя от роста, от мира, от активности и разнообразия жизни. В определенном смысле на XVI Аркане изображена тюрьма, состоящая из ригидных, непроницаемых для изменений и при этом высоко возносимых представлений. В ее угрюмых стенах заперты неиспользуемые силы, нераскрытые эмоции, парализованная энергия. Они накапливаются и давят все сильнее. Человеку становится тесно в самом себе, но он упорно заставляет себя скрючиваться, лишь бы только не расти из страха перед болью (и жизнью). По сути все это сооружение – это тщетная попытка остановить процесс роста, изменений, перехода из одного состояния в другое. И вот, реальность, обусловленная ограниченным кругозором, подвергается разрушению. Громоздящаяся к небу Башня воззрений (и та область жизни, где человек полагал себя надежно защищенным) неожиданно зашаталась и разлетелась вместе со старой картиной мира. Это часто воспринимается как катастрофа, поскольку рушатся именно те структуры, которые составляли самую основу нашей уверенности, но на самом деле это заслуженный кризис, невозможность оставаться на устаревших позициях. По Башне происходит ни что иное, как создаются условия для дальнейшего роста. Это боль, стоящая на пути к возрождению.
Все мы проходим через опыт Башни много раз. Человек несовершенен, и его познание мира всегда лишь частично. Все мы в какой-то степени ограждаем себя от окружающего в целях обретения стабильности и спокойствия. Разочарование в своих иллюзиях, надеждах и рациональных построениях не минует никого, вопрос лишь в том, как часто пересматриваются позиции (здесь главную роль играет открытость и взаимодействие с внешним миром, вообще с силами, которые превосходят собственное «я»). Если человек долго этого не делает (а кирпичики представлений мы так или иначе укладываем каждый день), то успевает взгромоздить очень высокую конструкцию, и тогда рискует оказаться попросту «похороненным» под ее обломками — выкапываться придется долго, и этот опыт оставит свои шрамы. Это особая жизненная мудрость – понимание того, что стены твоей башни тебе скорее враги, чем друзья. И все равно ощущение при падении может быть попросту жутким. Иногда по ней проходит «праведный гнев» и ярость разрушения и освобождения, но чаще переживается потеря ориентации, экзистенциальный ужас, ошеломляющее осознание того, что ты – не тот человек, каким себя представлял, что ты хватаешься за воздух, подобно падающим фигурам на карте.
Человеку, страдающему от острой боли по Башне, важно помнить, что он не один. Там, с высоты, Кто-то смотрит на него, все видит (потому и долбанул, что видит…) и не оставит его ни при каких обстоятельствах. Даже явные потери являются ценными дарами Вселенной, а времена кризиса и отчаяния часто становятся самыми плодотворными фазами роста. Честно взглянув на себя, можно по-настоящему освободиться и пойти дальше. Как замечено одной из современных западных тарологов «Принимая потрясение, вы сможете продвигаться по своему настоящему пути, и рано или поздно вам блеснет Звезда надежды. Альтернатива – тащиться по грязи в качестве пассивной жертвы, удивляясь тому, где вы находитесь и как вы сюда попали». Очень ярко действие Башни просматривается в «Опасном повороте» Пристли, где главный герой обнаруживает, что все здание его жизни было иллюзией, и где вопросы обмана и самообмана показаны гениально. И еще одно, о чем обязательно надо помнить в «башенные» времена – самое важное, самое ценное и существенное уничтожить невозможно. Башня разрушает вовсе не это. Она сжигает мусор (даже если мы готовы вытаскивать его из огня голыми руками на тот момент).
У человека Башни – крайне беспокойный характер, это просто пороховая бочка. Он внезапно врывается на сцену, будто молния, и так же внезапно попадает, что тоже оставляет ощущение грома с ясного неба. Он вечно жаждет перемен (хотя бы бессознательно), ему тесно в определенных жизнью рамках, а оттого с ним все время что-то происходит, он сам и окружающие его люди получают регулярные «встряски». Он динамичен, уверен в себе, волнующе непредсказуем и всегда готов рискнуть. Башня вносит потрясения и сумятицу в жизнь тех, с кем его (ее) сталкивает судьба, это живой рок. При этом дух человека несгибаем, сломить его трудно, и собственная жизнь, полная крутых поворотов, служит ему если не уроком, то закалкой. Башню любого пола часто отличает взрывной темперамент и неспособность сохранять хорошие отношения с окружающими. Это прирожденный дуэлянт, который всегда лезет на рожон. В худшем случае это дебошир, скандалист и грубиян, а то и преступник. Исторически Башне соответствуют тираны и диктаторы (которых рано или поздно свергают, если они не успевают умереть до этого). По Башне проходят и мания величия, и кара за гордыню. У кого угодно уже десять раз сдали бы нервы, «а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». Впрочем, он обладает даром освобождать других, менее крутых и радикальных людей, от того, что их угнетает – раз-два, двери выбиты, телефоны оборваны, чемоданы собраны, да и вообще шут с ними, с вещами, и вот ты уже летишь «зайцем» в неизвестном направлении, не пытаясь даже гадать, чем все это кончится. С Башней фраза «увидеть Париж и умереть» перестает быть литературным оборотом.
Профессиональные неудачи. Поражение в конкурентной борьбе. Грандиозный крах. Внезапное закрытие проекта. Банкротство компании.
Внезапно обнаруживается, что замыслы нереалистичны, не рассчитаны на человеческие силы, а потому обречены на провал.
Фиаско. Ситуации, в которых человек чувствует, что все его труды пропали даром, и смысл жизни тоже куда-то удалился. Утрата престижа и влияния, крах карьеры, снятие с должности, отстранение. Катастрофа в результате злоупотребления властью.
Рискованное начинание, ненадежный бизнес, неустойчивое предприятие.
По Башне профессионально проходят главным образом военные и спортсмены. Она также может быть показателем профессий, связанных с расчисткой места, уничтожением старого (а это может быть и радикальная психотерапия).
Финансовые структуры, построенные по принципу карточного домика. Сомнительное основание дела, если прошлое выйдет на свет, начнутся всякие потрясения («Не волнуйся, Козлодоев, сядем все!»)
Банкротство, финансовый крах, экономический кризис. Разрушение бизнеса, финансовые потери. Нужда, бедность, лишения, нищета.
Срыв сделки.
Иногда по Башне проходит просто конфликт, а иногда – неукротимый сексуальный импульс, иногда одно переходит в другое…но в любом случае это — взрыв и высвобождение долго копившихся и подавлявшихся чувств. Если только что-то держали под спудом, обуздывали, терпели, молчали, ждали, то Башня — это час взрыва. Спуды рушатся, вожжи рвутся, терпение лопается, словом, запас прочности заканчивается, иногда совершенно предательски. Направление трактовки Башни иногда можно угадать именно по тому, предшествовал ли ей этот вот период «ядерного сдерживания», тикал ли часовой механизм. Предыдущий характер отношений тоже может дать подсказку. Если ситуация ощущалась как тупиковая, а отношения (или их отсутствие) по характеру сильно напоминали самому человеку тюрьму, Башня — это «вышиб дверь и вышел вон». Иногда она переживается позитивно, примерно как обреченный на пожизненное заключение переживает негаданное разрушение тюрьмы при землетрясении – он выбирается на свободу, не испытывая никакой ностальгии в отношении обломков.
Башня может означать крах прежних взаимоотношений, представлявшихся стабильными и неизменными, или очень суровое испытание любви или дружбы, после которого мнение о близких меняется. Старинные слова «крушение как результат неправильных суждений и злоупотребления свободной волей» абсолютно точны, и прочувстовать, до какой степени это так, можно лишь пройдя все перепитии Башни. Еще одно ее значение – «очищающий шторм». И еще одно – «пепелище». Какое из них ближе к истине в данном случае еще предстоит выяснить.
Кризис брака, развод. По Башне часто происходят некие «разоблачения» — долго скрываемая правда прорывается наружу, возникает внезапное понимание истинной сути событий. Это может быть и осознание собственного недовольства браком, и факт измены, и прочие неожиданные удары («все смешалось в доме Облонских»). По Башне происходит раскрытие секретов и развеивание иллюзий.
Внезапная потеря супруга, выбивающая почву из-под ног. На практике был случай, когда Башня указала на внезапное вдовство, гибель супруги, и человек в ошеломляющем осознании своей уязвимости остался с маленьким ребенком на руках, ему пришлось строить совершенно новую жизнь.
Отчасти карта указывает на тиранию и притеснение (важен контекст расклада), ситуация также может быть опасной, угрожающей, чреватой насилием.
Башня несет немалую сексуальную энергию. Молния иногда принимает вид зодиакального знака Скорпиона, а сама башня рассматривается как фаллический символ. Она символизирует могучую оргазмическую силу эмоций, которые долго были сдерживаемы, но наконец получили свободу. Поэтому иногда по Башне проходит внезапная любовь, которая «выскочила перед нами, как из под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Прямая карта ассоциируется с эрекцией и семяизвержением (перевернутая, соответственно, с проблемами по этой части; также есть мнение, что она может указывать на тайное рождение ребенка). По Башне возможен секс спонтанный, очень страстный, неожиданный для самого человека, а иногда и насильственный. Иногда по ней проходит страсть, которая порядком разрушает жизнь захваченных ею людей. «Все было» — но открыть глаза и оглянуться вокруг после этого атомного взрыва им попросту страшно…
Для одинокого человека, живущего с ощущением полной стагнации и уставшего от одиночества, Башня – карта почти оптимистичная. Она говорит, что что-то да произойдет! Не факт, что это будет большое счастье, но во всяком случае скучное и спокойное существование закончится, из темницы оцепенения удастся вырваться. Бывает, что человек готов на риск, просто чтобы преодолеть инерцию, и его не очень пугает даже перспектива остаться у разбитого корыта (впрочем, энергия Башни такова, что корыто того другого тоже едва ли останется целеньким).
У современного таролога, пишущего под псевдонимом АлмаЗ, по поводу Башни сказано следующее: «Карта может представлять период, когда человек решается сделать то, чего никогда не делал, следуя принципу: сейчас или никогда. Те, кто вступил в брак с неподходящим человеком, уходят; холостые влюбляются и связывают себя узами брака; женщины, никогда не имевшие детей, используют последний шанс зачать ребенка, а те, кто годами трудился на скучной работе, увольняются и пешком идут в Гималаи. Ради счастья и роста все стандартное должно уйти, чтобы на смену ему пробудилось то, что так долго дремало в глубинах нашего существа».
По Башне проходят симптомы освобождения организма от токсинов – высокая температура, рвота, всевозможные кожные высыпания. Кровоизлияния, нарывы, нагноения, приступ аппендицита, разрыв кисты.
Сердечный приступ, инфаркт, инсульт.
Возрастной кризис.
Нервный срыв, жесткая фрустрация. Панические атаки.
Психические расстройства, скорее психопатического чем невротического толка (старое шуточное определение: невротик – это тот, кто не дает жизни себе, психопат – тот, кто не дает жизни другим). Состояние аффекта.
Подорванное здоровье (например, в результате радиационного поражения).
В исключительных случаях – гибель (катастрофа, несчастный случай).
Астрологически в Башне ощутимо влияние Марса (космической энергии в ее грубой материалистической форме), а также таких планет как Плутон (глобальность и массовость, «негде спрятаться»), Уран и Сатурн (внезапное разрушение и обновление). Башня может означать как слепое разрушение форм, так и падение обветшавшего. Марс — личное нравственное начало человека, доминирующее над судьбой, дающее физические силы, духовные импульсы и надежду на бессмертие. Но надежда на бессмертие приходит к человеку лишь тогда, когда он «падет со своей вавилонской башни» и ему, кроме этой надежды, ничего уже более не остается. В мистическом смысле Башне соответствуют астральные битвы, магические войны, экзорцизм.
Башня соотвествует также мистерии Феникса, воскресающего из пепла обновленным. Это способность возрождаться, кардинально меняться после очистительных кризисов (от обольщений Дьявола переходя к Звезде). На карте часто изображается, как из образовавшейся от удара бреши потоком вырывается золотое сияние или иная субстанция, которая символизирует высвободающиеся потенциальные силы. В масонской традиции башня символизирует колонну Иахин и первоогонь, «с которого все начинается , и которым все заканчивается». Также камни Башни символизируют черствость и жесткость человеческой души, косность сознания.
Образы фигур, падающих с Башни, различаются в разных колодах. Иногда один – король, теряющий корону на лету, а другой — бедняк в лохмотьях. Это намек на то, что никто не избегнет очистительных кризисов и пересмотра представлений в жизни. Всемогущей Судьбе совершенно безразлично, какое место занимает человек в иерархии этого мира. Иногда это мужчина и женщина, тогда имеется в виду скорее ассоциация с грехопадением человека и расплата за уступку искушениям предыдущего Аркана. Иногда Башня ассоциируется с «огненным мечом» у входа в Эдем. Изгнание здесь отражено в том виде, что человек падает в низший мир и навлекает на себя иллюзию материальности.
Башня – это ось мира, которая воплощает духовную эволюцию, направленную к божественным высотам. Эзотерически на этом Аркане изображена также тайна взаимодействия мысли (представления) и слова. Человеческая душа, для того чтобы сотворенное внутри было проявлено наружу (было высказано слово), обращается вглубь себя. Но высказанное слово разрушает прежнюю внутреннюю целостность, и говоря, человек перестает понимать смысл сказанного и творчески прикасаться к сути вещей. Отсюда парадоксальная на первый взгляд фраза «Мысль изреченная есть ложь». Когда человек постигает истинное могущество слова, он по большей части молчит (примером тому подвижники-молчальники).
Карта может всего лишь предупреждать, что строение шатко, силы не столь велики и понимание не столь полно, как кажется, а в результате злоупотребления Божьим даром может произойти несчастье. Типичный пример: катастрофа человека, которой играет с магическими силами вне его власти и понимания или экстрасенс, преувеличивающий свои возможности и (полубессознательно) наживающийся на несчастьях людей. Башня издавна считается картой-назиданием для ищущего оккультных знаний. Она говорит, что соблазнившись возможностью править этим миром вместо стремления к мудрости и духовному росту, ты потеряешь все, что успел обрести. Причина – в неправильном использовании силы. Не в том, что ты ее проявил в принципе, а в том, куда ты ее направил. Идя духовным путем, не ЭТОТ мир человек должен пытаться завоевать. В данной точке исканий все еще есть искушение оценивать себя в терминах этого мира – по производимому на других впечателнию, по земному положению и статусу. Но если разменяешь духовный рост на очевидные материальные достижения, то потеряешь все, и в герметическом смысле XVI Аркан — об этом. ТЫ ЛИБО ПРИСВОИЛ СЕБЕ ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ НЕ РАСПОЛАГАЛ, ЛИБО УСТРЕМИЛСЯ К ЦЕЛИ, НА КОТОРУЮ НЕ ИМЕЛ ПРАВА. Он символизирует крах самонадеянного интеллекта, посягнувшего на оввладение Тайным Знанием.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
С картой «Шут» — выход на волю; увольнение.
С картой «Маг» — сжечь мосты и начать все сначала.
С картой «Верховная Жрица» — обретение истины; знания, раскрывающие секрет.
С картой «Императрица» — нажиться на несчастье.
С картой «Император» — разрушение семьи или бизнеса.
С картой «Иерофант» — крах убеждений; крушение идеалов; раскаяние.
С картой «Влюбленные» — разрушение отношений.
С картой «Колесница» — несчастный случай на дороге; угон или повреждение автомобиля.
С картой «Сила» — стойкость перед лицом удара судьбы.
С картой «Отшельник» — одиночество после разрыва.
С картой «Колесо Фортуны» — внезапная, неожиданная перемена; непредвиденное событие, вставляющее палки в колеса.
С картой «Справедливость» — тюремное заключение по суду.
С картой «Повешенный» — неподвижность в результате несчастного случая; события, способные перевернуть жизнь.
С картой «Смерть» — стремительное воздействие, радикальные перемены и разрушение прежнего образа жизни.
С картой «Умеренность» — последствия катастрофы обратимы.
С картой «Дьявол» — потери из-за аферы; недвижимость с душком.
С картой «Звезда» — дезорганизация.
С картой «Луна» — неожиданная разлука.
С картой «Солнце» — озарение, откровение.
С картой «Суд» — шанс изменить свою жизнь.
С картой «Мир» — восстановление.
ЖЕЗЛЫ:
С картой «Туз Жезлов» — пожар; поджег.
С картой «Двойка Жезлов» — безвыходное положение.
С картой «Тройка Жезлов» — разрушение деловых связей.
С картой «Четверка Жезлов» — разрушение в доме.
С картой «Пятерка Жезлов» — «удар в спину».
С картой «Шестерка Жезлов» — падение авторитета; увольнение с должности.
С картой «Семерка Жезлов» — прогнуться под трудностями.
С картой «Восьмерка Жезлов» — разрушительные последствия; тревожные известия.
С картой «Девятка Жезлов» — реализация того, чего так опасался.
С картой «Десятка Жезлов» — удар судьбы, ставший последней каплей.
С картой «Паж Жезлов» — трагическая новость.
С картой «Рыцарь Жезлов» — непредсказуемые последствия.
С картой «Королева Жезлов» — крушение творческих планов.
С картой «Король Жезлов» — потерять свой центр; растратить оптимизм.
КУБКИ:
С картой «Туз Кубков» — разрыв отношений; сокрушительный удар по чувствам.
С картой «Двойка Кубков» — разрыв помолвки.
С картой «Тройка Кубков» — испорченный праздник.
С картой «Четверка Кубков» — депрессия.
С картой «Пятерка Кубков» — расставание; серьезная потеря.
С картой «Шестерка Кубков» — потеря в прошлом.
С картой «Семерка Кубков» — разрушение иллюзий.
С картой «Восьмерка Кубков» — вынужденный уход из привычного мира.
С картой «Девятка Кубков» — крушение мечты.
С картой «Десятка Кубков» — разрушение семьи; потери в семье; привычный мир уже не будет прежним.
С картой «Паж Кубков» — выкидыш.
С картой «Рыцарь Кубков» — крушение идеалов.
С картой «Королева Кубков» — потрясения, связанные с Королевой.
С картой «Король Кубков» — потрясения, связанные с Королем.
МЕЧИ:
С картой «Туз Мечей» — неудавшаяся мысль.
С картой «Двойка Мечей» — вызов судьбы.
С картой «Тройка Мечей» — болезненный крах.
С картой «Четверка Мечей» — наказание.
С картой «Пятерка Мечей» — поверженная гордыня.
С картой «Шестерка Мечей» — выход из беды; обратной дороги нет.
С картой «Семерка Мечей» — провалившийся замысел; избежать ответственности; выйти сухим из воды.
С картой «Восьмерка Мечей» — тюремное заключение; вина за провал.
С картой «Девятка Мечей» — страдания, которые невозможно забыть.
С картой «Десятка Мечей» — смерть в результате непредвиденных обстоятельств.
С картой «Паж Мечей» — нарушенное обещание.
С картой «Рыцарь Мечей» — рейдерский захват.
С картой «Королева Мечей» — потеря.
С картой «Король Мечей» — полная потеря контроля.
ПЕНТАКЛИ:
С картой «Туз Пентаклей» — банкротство.
С картой «Двойка Пентаклей» — застой; упадок.
С картой «Тройка Пентаклей» — профессиональная несостоятельность.
С картой «Четверка Пентаклей» — стагнация.
С картой «Пятерка Пентаклей» — потеря жилья.
С картой «Шестерка Пентаклей» — подлог.
С картой «Семерка Пентаклей» — долгострой.
С картой «Восьмерка Пентаклей» — увольнение.
С картой «Девятка Пентаклей» — неудавшиеся инвестиции.
С картой «Десятка Пентаклей» — потеря семейной стабильности; потеря семейного очага.
С картой «Паж Пентаклей» — провалить экзамен.
С картой «Рыцарь Пентаклей» — апатия.
С картой «Королева Пентаклей» — потеря финансовой независимости.
С картой «Король Пентаклей» — неудачное предпринимательство.